Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным НПА в части
Документ от 16.10.2018, опубликован на сайте 29.10.2018 под номером 76638, 2-я гражданская, о признании постановления не соответствующим нормативным правовым актам, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                Дело № 33а-4320/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 16 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

административный иск Шеремета Алексея Юрьевича удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого дома № 3 по *** по генплану) из раздела «Ленинский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации город Ульяновска от 29.04.2016 №1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Ульяновск сегодня».

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска Прошутинской Н.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Шеремета А.Ю. – Ануфриева К.Г., не согласившегося с доводами апелляционной  жалобы,  просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шеремет А.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска, в котором просил признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим его права, свободы и законные интересы постановление администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 №1463» в части исключения строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта (НТО) юго-западнее жилого дома *** по генплану) из раздела «Ленинский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», и обязать администрацию города Ульяновска устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.

В обоснование требований указал, что оспариваемым постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск» были исключены 8 киосков и 1 павильон, в том числе принадлежащий ему киоск площадью 12 кв.м, расположенный юго-западнее жилого ***. Данный киоск демонтирован в принудительном порядке. Считает постановление незаконным в части, касающейся размещения принадлежащего ему нестационарного торгового объекта. Постановление принято с нарушением Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6.

Указывает, что осуществлял эксплуатацию НТО на законных основаниях, поскольку земельный участок предоставлен ему на основании договора аренды, который до настоящего времени не расторгнут. Несмотря на прекращение предпринимательской деятельности, оспариваемое постановление нарушает его права.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Главное управление МЧС России по Ульяновской области, УМУП «Ульяновскводоканал», ПАО Ростелеком.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что органы местного самоуправления вправе внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, исключив из нее место размещения НТО в связи с нарушением архитектурных, градостроительных, строительных и пожарных норм и правил, проектов планировки и благоустройства территории муниципального образования.

Основанием для внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов послужило обращение ПАО «Ростелеком», согласно которому торговые точки расположены в охранной зоне проложенной в грунте телефонной канализации связи и радиофикации. По сообщению УМУП «Ульяновскводоканал» киоск административного истца расположен в охранной зоне сети водоснабжения, где не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли.

Кроме этого, по сообщению Главного управления МЧС России по Ульяновской области НТО эксплуатируются с нарушением требований пожарной безопасности.

Указывает, что размещение нестационарного торгового объекта не соответствует Правилам благоустройства муниципального образования «города Ульяновск».

Наличие действующего договора аренды земельного участка не имеет правового значения при принятии решения об исключении НТО из схемы размещения нестационарных торговых объектов схемы, поскольку материалами дела подтверждено несоответствие места размещения НТО требованиям действующего законодательства.

Утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения данной схемы, однако указанная норма (ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») не распространяет свое действие на НТО, размещение которых произведено с нарушением требований действующего законодательства.

По смыслу указанной статьи целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (в том числе внесения в неё изменений) является не ограничение прав организаций и предпринимателей, а необходимость устойчивого развития территорий и достижение нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Шеремета А.Ю. - Ануфриев К.Г. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец и представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы (ч.1 ст. 308 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене принятого по делу решения, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ (п.1 ст.39.36 ЗК РФ).

Частью 1 статьи 10 указанного  Федерального закона предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Размещение нестационарных торговых объектов должно производиться в соответствии с названным Федеральным законом и Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.

Таким образом, для возможности законного осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области утвержден приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области утвержден приказом Минприроды Ульяновской области от 29.02.2016 № 19.

На территории МО «город Ульяновск» схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463.

Согласно материалам дела в утвержденную указанным постановлением схему размещения НТО было включено место размещения нестационарного торгового объекта (строка 108 Приложения) под размещение принадлежащего Шеремету А.Ю. киоска на земельному участке площадью 12 кв.м, расположенном юго-западнее жилого дома *** (участок № 3 по генплану).

Между истцом и Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 30.03.2015 заключен договор аренды земельного участка площадью 12 кв.м, расположенного юго-западнее жилого дома *** (участок № 3 по генплану),  для размещения киоска. Срок аренды установлен до 31.10.2024.

Постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» принадлежащий истцу НТО исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно данному постановлению оно вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня». Постановление опубликовано 18.04.2017.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области регламентирует процедуру предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов, правила оформления договорных отношений, регулирующих размещение нестационарных торговых объектов, устанавливает требования к размещению (эксплуатации) нестационарных торговых объектов, к их внешнему облику и направлен на формирование единых требований к размещению нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.

Целями Порядка размещения нестационарных торговых объектов является упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, необходимость обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований Ульяновской области (пункт 1.3 Порядка размещения НТО).

Согласно пункту 2.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Право на размещение НТО предоставляется хозяйствующим субъектам на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со Схемой (пункт 2.7 Порядка размещения НТО).

Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО осуществляется на основании договора на размещение НТО либо договора аренды земельного участка, заключенного до 01.03.2015, срок действия которого не истек, либо действие которого возобновлено на неопределенный срок (пункт 2.8 Порядка размещения НТО).

Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области предусмотрено, что Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования Ульяновской области (абз.1 п.2.10).

Порядок внесения изменений в Схему урегулирован п.2.17 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, согласно которому во включении НТО в схему отказывается, в частности, в случаях, нарушения установленных законодательством Российской Федерации противопожарных, санитарных, экологических, архитектурных норм, правил безопасности дорожного движения (на автодорогах, пешеходных тротуарах, магистральных улицах города, эспланадах, треугольниках видимости, на придорожной полосе и т.д.); размещения НТО на инженерных сетях или в их охранных зонах без согласования с их владельцами.

В соответствии с приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6 «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области» постановлением администрации города Ульяновска создана рабочая группа по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск».

На заседании рабочей группы (протокол от 14.04.2017) принято решение о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, в том числе в части исключения п.108 из раздела «Ленинский район» в связи с эксплуатацией НТО с нарушением норм пожарной безопасности, расположением киоска в охранной зоне подземных коммуникаций ПАО «Ростелеком» и охранной зоне сетей водоснабжения.

Установлено, что нахождение киоска административного ответчика по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, юго-западнее жилого *** (участок №3 по генплану) в охраной зоне сети водоснабжения и охранной зоне коммуникаций ПАО «Ростелеком» противоречит требованиям ГОСТ Р 54608-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» (п.6.2), согласно которому не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей.

Названные нормы и правила содержат прямой запрет на размещение НТО на инженерных сетях и в охранной зоне инженерных сетей.

При указанных обстоятельствах у административного ответчика имелись законные основания для исключения НТО административного истца из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того, расположение киоска Шеремета А.Ю. не отвечает требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 № 1406, в соответствии с п. 14.8.7 которых размещение НТО не допускается ближе 30м от окон жилых зданий; на инженерных сетях и коммуникациях и в их охранных зонах (в случае, если правовой режим соответствующих охранных зон предусматривает возможность размещения нестационарных объектов при наличии согласования с собственниками, владельцами соответствующих сетей и коммуникаций - без такого согласования).

Несоответствие названным требованиям препятствует нахождению спорного киоска на участке юго-западнее жилого дома *** (участок №3 по генплану).

Довод Шеремета А.Ю. о том, что в отношении размещения его киоска Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» не должны применяться, поскольку  приняты после заключения с ним договора аренды земельного участка и вынесения административным ответчиком оспариваемого постановления, судебная коллегия считает несостоятельным.

Правила благоустройства устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», а значит, направлены на создание единого стиля и дизайна внешнего архитектурного облика города и имеют целью формирование единого архитектурно-художественного облика города.

Правилами благоустройства предусмотрен запрет на размещение нестационарных объектов с нарушением единых требований благоустройства территории.

При наличии указанных выше нарушений, в том числе размещении НТО с нарушением п. 14.8.7 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Шереметом А.Ю. административного иска.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что согласно Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, Схема носит бессрочный характер, и её утверждение не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения Схемы.

Анализ положений ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, размещение нестационарного торгового объекта с нарушениями действующего законодательства является основанием для исключения из схемы размещения нестационарных объектов.

Доказательства размещения НТО заявителя в соответствии с действующим законодательством в деле отсутствуют.

Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 15 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты (ст.17 названного Федерального закона).

В силу ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.

Таким образом, поскольку место размещения НТО административного истца не соответствует требованиям ГОСТ Р 54608-2011 и Правилам благоустройства, осуществление деятельности в охранной зоне водоканала и телекоммуникационных сетей может привести к негативным последствиям как для граждан, так и для юридических лиц, администрация правомерно исключила позицию 108 из схемы расположения нестационарных торговых объектов.

Решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поскольку основано на неправильно установленных обстоятельствах по делу и принято без соблюдения приведенных норм права.

Обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Шеремета А.Ю. в полном объеме.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 июля 2018 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Шеремета Алексея Юрьевича к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска от 17.04.2017 №948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 №1463» в части исключения строки 108, предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого *** (участок № 3 по генплану) и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: