Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Расторжение договора пожертвования
Документ от 16.10.2018, опубликован на сайте 24.10.2018 под номером 76540, 2-я гражданская, о расторжении договора пожертвования, прекращении права собственности РФ на квартиру, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Романова М.А.                                                                 Дело № 33-4355/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                  16 октября 2018 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Подгорновой О.С., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 мая 2018 года, с учетом определения того же суда от 13 августа 2018 года об исправлении описки, которым постановлено:

расторгнуть договор пожертвования квартиры, расположенной по адресу: У*** область, г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***, заключенный 17 февраля 2015 года между Жуковым Андреем Ардалионовичем и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 3 марта 2015 года, номер регистрации ***.

Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: У*** область, г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***.

Возвратить в собственность Жукова Андрея Ардалионовича квартиру, расположенную по адресу: У*** область, г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***.

Решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: У*** область, г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***, и внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности Жукова Андрея Ардалионовича на квартиру, расположенную по адресу: У*** область, г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***.

В удовлетворении исковых требований Жукова Андрея Ардалионовича к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., объяснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области Тазеевой О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Жукова А.А. – Николаева Ю.Г., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Жуков А.А. обратился в суд иском к Межрегиональному  территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управлению Росреестра по Ульяновской области) о расторжении договора пожертвования квартиры, прекращении права собственности Российской Федерации на квартиру.

В обоснование заявленных требований указал, что он, проходя военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, в ноябре 2005 года был переведен из г. Ульяновска к новому месту военной службы в г. Рязань, где принят на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в 2010 году был включен в очередь в едином реестре военнослужащих на получение жилья.

25 апреля 2012 года он получил извещение о распределении ему жилого помещения, в связи с чем должен в был сдать ранее занимаемое жилье Министерству обороны Российской Федерации.

24 мая 2013 года он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

17 февраля 2015 года между ним и Территориальным управлением Росимущества  в Ульяновской области (в настоящее время - МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области) был заключен договор  пожертвования ранее купленной им квартиры по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***, в собственность Российской Федерации.

В апреле 2015 года ему была выдана справка о сдаче им жилья.

При заключении договора пожертвования, он (истец) полагал, что государство в лице Министерства обороны Российской Федерации обеспечит его жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации по последнему месту военной службы, т.е. в г. Рязани.

Однако 11 ноября 2015 года в отношении него повторно было принято решение о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием к этому оснований.

Уточнив исковые требования, просил расторгнуть договор пожертвования от 17 февраля 2015 года, заключенный между ним и Территориальным Управлением Росимущества в Ульяновской области, по которому он безвозмездно передал квартиру по адресу: г. У***, ул. Р***, д. *** кв. ***, в собственность Российской Федерации; прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***; обязать ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации возвратить Жукову А.А. квартиру по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и г. Ульяновску зарегистрировать право собственности Жукова А.А. на квартиру по адресу: г.У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России), Территориальное управление Росимущества в Свердловской области и, рассмотрев уточненные исковые требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указано, что распоряжением от 26 марта 2015 года № *** ТУ Росимущества в Ульяновской области закрепило квартиру на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, полномочия которого осуществляет ТУ Росимущества в Свердловской области, по акту приема-передачи, 28 октября 2015 года передало ключи от квартиры, документацию на приборы учета. В связи с указанным, у МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области отсутствует возможность передать спорную квартиру Жукову А.А. 

В отзыве на апелляционную жалобу ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России поддерживает доводы апелляционной жалобы МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Жукова А.А. – Николаев Ю.Г. решение суда считает законным и обоснованным.   

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Как следует из ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении  гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей  главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

Особого порядка заключения и изменения договора пожертвования нет, применяются общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении, изменении, расторжении  договоров, а также нормы, регулирующие порядок заключения и форму договора дарения. Если предметом договора пожертвования является недвижимое имущество, то переход права собственности на основании такого договора подлежит государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, Жукову А.А., как военнослужащему, Министерством обороны Российской Федерации была предоставлена квартира по адресу: г. У***, пр-т С***, д. ***, кв. ***.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 23 декабря 2008 года за истцом и членами его семьи признано право общей долевой собственности (по ¼ доли в праве) на указанное жилое помещение.

27 июня 2012 года квартира по адресу: г. У***, пр. С***, д. ***, кв. ***, продано собственниками Жуковыми А.А., И.В., А.А., О.А. по договору купли-продажи.

По договору купли-продажи от 28 марта 2012 года Жуков А.А. купил ***комнатную квартиру, находящуюся по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***.

В связи с переездом в ноябре 2005 года к новому месту военной службы в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, решением жилищной комиссии от 23 ноября 2005 года Жуков А.А. был принят на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью с составом семьи 4 человека.

25 апреля 2012 года Жукову А.А. было выдано извещение о распределении ему жилого помещения в г. Рязани.

Решением начальника территориального отделения в г. Рязани «Западное РУЖО» Министерства обороны Российской Федерации от 8 апреля 2013 года №*** Жуков А.А. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, ему отказано в предоставлении распределенного жилого помещения.

Решением Рязанского гарнизонного военного суда от 13 июня 2013 года эти решения были признаны незаконными, Жуков А.А. восстановлен в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилой площадью.

17 февраля 2015 года между Жуковым А.А. (собственник) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (управление) заключен договор пожертвования, в соответствии с п.1. которого собственник безвозмездно передает в собственность Российской Федерации квартиру, назначение: жилое, общая площадь 67,21 кв.м, этаж ***, адрес объекта: У*** область, г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***, и именуемую в дальнейшем «Пожертвование», а управление принимает «Пожертвование» в собственность Российской Федерации (в казну Российской Федерации) в целях дальнейшего закрепления из казны Российской Федерации «Пожертвования» на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Пожертвование в виде квартиры передано собственником управлению по акту приема-передачи от 17 февраля 2015 года.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 26 марта 2015 года №116/р квартира по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***, закреплена за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.

Решением начальника территориального отделения в г. Рязани «Западное РУЖО» Министерства обороны Российской Федерации №*** от 11 ноября 2015 года Жуков А.А. и члены его семьи вновь были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Не согласившись с данным решением, Жуков А.А. просил признать его незаконным в судебном порядке.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 15 сентября 2016 года  в иске Жукова А.А. к территориальному  отделению г. Рязани ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным решения и о понуждении обеспечения жилым помещением отказано.

По состоянию на 9 апреля 2018 года на квартиру по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***, на праве собственности принадлежит Российской Федерации и находится в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Зарегистрированных лиц в квартире нет.

Более того, согласно сообщению Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, жилое помещение, расположенное по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв. ***, распределялось среди военнослужащих, проходящих военную службу в г.Ульяновске. За период с ноября 2015 года по настоящее время выставлено 31 сообщение с предложением жилого помещения, однако военнослужащие выражают отказ по причине неудовлетворительного технического состояния, необходимости ремонта, удаленности от войсковых частей. Потребность в указанном жилом помещении для постоянного проживания отсутствует, использование в качестве служебного жилого помещения требует проведения ремонта.

Оценив указанные обстоятельства в их совокупности, районный суд пришел к выводу о том, что безвозмездная передача 17 февраля 2015 года Жуковым А.А. в собственность Российской Федерации принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения была обусловлена исключительно возможностью предоставления истцу жилого помещения по последнему месту военной службы.

Однако после заключения договора пожертвования Жуков А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как следует из материалов дела, Жуков А.А. и члены его семьи в настоящее время в собственности жилых помещений не имеют.

В связи с этим, имеется совокупность условий, при которых договор пожертвования может быть расторгнут в судебном порядке по требованию заинтересованной стороны в связи с существенно изменившимися обстоятельствами.

Оснований для признания указанного вывода районного суда неверным не имеется.

В соответствии с п.1, п.2 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной;  в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно п.1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу п.2 ст.451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы апелляционной жалобы указанных выводов районного суда не опровергают.

С учетом того обстоятельства, что сторонами заключенного 17 февраля 2015 года договора пожертвования являлись Жуков А.А. и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является именно МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Более того, каких-либо обязанностей по передаче жилого помещения, ключей от него, технической документации, на МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области решением суда не возложено.

Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчиков, приведенную в суде первой инстанции в обоснование возражений по исковым требованиям. По существу эти доводы аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении, и сводятся к выражению несогласия автора жалобы с произведенной судом оценкой доказательств по делу.

Между тем, оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 мая 2018 года, с учетом определения того же суда от 13 августа 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: