Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 16.10.2018, опубликован на сайте 24.10.2018 под номером 76527, 2-я гражданская, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показателями и обязании обеспечить изделиями медицинского назначения в количестве установленном по рецепту, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачёва И.Г.                                                           Дело № 33-4538/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           16 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 июля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Климашина В*** С*** тест-полосками ***, по рецепту от 29.03.2018 (серия 731872 № 5190) в количестве 1 упаковки (50 штук).

В иске к ГУЗ «Ульяновская районная больница» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов Климашину В*** С*** на  изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показаниями  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Климашина В.С., его представителя Камаевой Л.Ш., возражавших против доводов апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах Климашина В.С. обратился в суд с иском к ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов, обязании  обеспечить  изделием медицинского назначения.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», является льготником регионального регистра по заболеванию ***, в связи с чем обращается в ГУЗ «Ульяновская районная больница» за выпиской рецептурных назначений на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения для получения их бесплатно. 29.03.2018 Климашину В.С.  лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписан рецепт для получения изделия медицинского назначения ***, но в аптечном пункте № 323 АО «УльяновскФармация», расположенном по адресу: ул. Новокомбинатовская, 12 А, р.п. Ишеевка, Ульяновский район, Ульяновская область, в выдаче изделия медицинского назначения в соответствии с выписанным рецептом лечащего врача отказали по причине его отсутствия в наличии, чем нарушили гарантированное законом право Климашина В. С. на льготное обеспечение данным медицинским изделием. 

Просит обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Климашину В.С. на изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показаниями, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Климашина В.С. ***, по рецепту от 29.03.2018 (серия 731872 № 5190) в количестве 1 упаковки (50 штук).

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее Министертсво) не соглашается с решением суда в части возложения на Министерство обязанности по обеспечению Климашина В.С. ***, по рецепту от 29.03.2018 (серия 731872 № 5190) в количестве 1 упаковки (50 штук), просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные медицинские изделия согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. 

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Так же обращает внимание, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение истца спорным медицинским изделием осуществляется согласно выписанным льготным рецептам врача. 

Считает, что необеспечение истца спорными медицинскими изделиями по рецепту, указанному в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу ***.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Считает нецелесообразным прописывать в исковых требованиях торговое наименование медицинского изделия и его количество, так как эти данные зависят от выписанного количества доктором и марки лекарственного препарата и медицинского изделия, которое будет закуплено в следующем году на конкурсной основе.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области, Климашин В.С. просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года           № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения, в том числе средства диагностики, больным ***.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Климашин  В.С., *** года рождения, является льготником регионального регистра по заболеванию ***,  состоит на учете в ГУЗ «Ульяновская районная больница».

Лечащим врачом истцу был выписан рецепт на получение изделий медицинского назначения *** от 29 марта 2018 года (л.д.14).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2017 № 680-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» *** входят в перечень изделий медицинского назначения, отпускаемых населению, при амбулаторном лечении которых медицинские изделия и лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу п. 7 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 июля 2017 года № 403н, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Климашин В.С. изделиями медицинского назначения: *** по рецепту от 29 марта 2018 года обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство по обеспечению Климашина В.С. данным изделием медицинского назначения  в количестве, определенном в рецепте, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему медицинскими изделиями в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанного рецепта  изделий медицинского назначения (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства.

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Климашина В.С. изделиями медицинского назначения.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения: ***  было полным и невыдача указанных изделий Климашину В.С. по предъявленному  им рецепту произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанными изделиями медицинского назначения  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими  по ранее выписанному рецепту в текущем году  не приведет  к тому, что он будет ими обеспечена свыше необходимого.

 

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Климашина В.С. изделиями медицинского назначения по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области, не установлено.

 

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

 

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

 

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: