УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Романова
М.А.
Дело № 33а-4127/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
2 октября
2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства финансов Ульяновской области на решение
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2018 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 23 июля 2018 года, по
которому постановлено:
административные исковые требования прокурора Чердаклинского
района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц,
к Областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных
дорог Ульяновской области», Министерству промышленности, строительства, ЖКХ и
транспорта Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области
удовлетворить частично.
Обязать областное государственное казенное учреждение
«Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство
промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области,
Министерство финансов Ульяновской области на участках с км 2+170 по 4+449 и с
км 9+278 по км 10+210 (за исключением участков: км 2+952и км 9+976) автомобильной
дороги *** установить средства
стационарного электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р
52766-2007; слева на участках с км 2+170 по км 2+421, с км 2+441 по км 2+766, с
км 2+786 по км 2+850, с км 2+270 по км 2+970, с км 3+0 по км 3+087, с км 3+107
по км 4+499, справа на участках с км 2+170 по км 2+712, с км 2+732 по км 2+970,
с км 3+0 по км 3+053, с км 3+102 по км 3+133, с км 3+148 по км 3+196, с км
3+218 по км 3+410, с км 3+430 по км 3+705, с км 3+725 по км 4+190, с км 4+210
по км 4+499 (п.Октябрьский) автомобильной дороги «Мирный-Учхоз УГСХА», а также:
слева на участках с км 9+378 по км 9+728, с км 9+748 по км 9+852, с км 9+872 по
км 10+110, справа на участках с км 9+378 по км 9+600, с км 9+620 по км 9+730, с
км 9+750 по км 9+866, с км 9+886 по км 10+035, с км 10+055 по км 10+110
(п.Первомайский) автомобильной дороги «Мирный-Учхоз УГСХА» обустроить
пешеходные дорожки (тротуары) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007
за счет казны Ульяновской области.
В удовлетворении административных исковых требований
прокурора Чердаклинского района, действующего в интересах неопределённого круга
лиц, к областному государственному казенному учреждению «Департамент
автомобильных дорог Ульяновской области», Министерству промышленности,
строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской
области, Министерству финансов Ульяновской области о признании
незаконным бездействия, выразившегося в необустройстве автодороги «Мирный-Учхоз
УГСХА» средствами наружного электрического освещения и тротуаров – отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора
Колгановой Е.А., представителя областного государственного казенного учреждения
«Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Лялиной О.Ю., не
согласившихся с доводами апелляционной жалобы, полагавших решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действующий в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым
заявлением к ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о
признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить на участках
автомобильной дороги средства стационарного электрического освещения и
обустроить пешеходные дорожки (тротуары) в соответствии с требованиями ГОСТ Р
52766-2007.
В обоснование требований административный истец указал, что в ходе
проверки деятельности Департамента автомобильных дорог Ульяновской области
выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автодороги *** Чердаклинского
района Ульяновской области, свидетельствующие о нарушении законодательства об
автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного
движения.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.12.2009
№431-П «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования
регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» дорога ***
относится к межмуниципальным дорогам.
03.05.2017 и 05.05.2017 ОГКУ «Департамент автомобильных дорог
Ульяновской области» и директор учреждения привлекались к административной
ответственности по ст.12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению
безопасности дорожного движения, а именно нарушение требований п.13 основных
положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090; п.п.4.5.1,
4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства, общие требования», п.5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические
средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков,
разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В адрес ОГКУ «Департамент автомобильных дрог Ульяновской области»
ОГИБДД России по МО МВД России «Чердаклинский» направлялись предписания на
устранение нарушений нормативно-правовых актов в области обеспечения
безопасности дорожного движения, которые не исполнены.
17.11.2017 постановлениями мирового судьи судебного участка №2
Чердаклинского судебного района Ульяновской области ОГКУ «Департамент
автомобильных дорог Ульяновской области» и директор учреждения привлечены к
административной ответственности по ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Непринятие ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»
мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, влечет
нарушение прав неопределённого круга лиц – жителей близлежащих домов,
участников дорожного движения на обеспечение безопасности дорожного движения,
на охрану жизни и здоровья, повышение травмоопасности и увеличение количества
дорожно-транспортных происшествий.
Прокурор просил признать незаконным бездействие ОГКУ «Департамент
автомобильных дорог Ульяновской области», выразившееся в необустройстве
автодороги *** средствами наружного электрического освещения и тротуаров и
обязать административного ответчика на участках дороги с км 2+170 по 4+449 и с
км 9+278 по км 10+210 (за исключением участков: км 2+952 и км 9+976)
автомобильной дороги *** установить средства стационарного электрического
освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и на ряде участков
автомобильной дороги *** у п.Октябрьский, п.Первомайский обустроить пешеходные
дорожки (тротуары) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков:
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованных лиц: Правительство Ульяновской области, ОГИБДД МО МВД
России «Чердаклинский».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит
отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Считает Министерство финансов Ульяновской области ненадлежащим
ответчиком по делу. Указывает, что уполномоченным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации – Ульяновской области в сфере
правоотношений транспорта и дорожного хозяйства является не Министерство
финансов Ульяновской области, а Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, которому
подведомственно ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»,
основной целью деятельности которого является осуществление в установленном
порядке дорожной деятельности в Ульяновской области (п. 2.1 Устава).
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от
01.04.2013 № 109-П «Об утверждении порядка проведения оценки уровня содержания
автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального
значения Ульяновской области» организация работ по ремонту и содержанию
автомобильных дорог осуществляется ОГКУ «Департамент автомобильных дорог
Ульяновской области».
Просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт,
которым отказать в удовлетворении административного искового заявления к
Министерству финансов Ульяновской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района
Ульяновской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В заседание
суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Правительства
Ульяновской области, ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский», о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии
с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном
объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на
апелляционную жалобу, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы
заслуживающими внимание в связи со следующим.
В силу ст.310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для
отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1)
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного
дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств,
имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда
первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного
дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или
норм процессуального права.
Судом по делу
допущены такие нарушения, а именно: неправильно применены нормы материального и
процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют
обстоятельствам административного дела.
Правильно
установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения требований прокурора,
свидетельствующие о необходимости установления на участках дороги средств
стационарного электрического освещения и обустройства пешеходных дорожек в
соответствии с требованиями ГОСТ, суд неверно определил круг административных
ответчиков, к полномочиям которых законом отнесено исполнение данной
обязанности.
Надлежащими
административными ответчиками по делу являются ОГКУ «Департамент
автомобильных дорог Ульяновской области», за которым на праве оперативного
управления закреплена автодорога ***, и Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области, являющееся исполнительным
распорядительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющее управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства и являющееся
главным распорядителем и получателем средств областного бюджета для
осуществления указанных полномочий.
Согласно
Положению о Министерстве финансов Ульяновской области, утвержденному
постановлением Правительства Ульяновской области от 20.07.2017 №16/355-П,
Министерство финансов Ульяновской области является исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации единой бюджетной,
финансовой и кредитной политики, налоговой политики в Ульяновской области, а
также осуществляющим программно-целевое планирование (п.1.1).
Министерство финансов Ульяновской области в пределах и объемах,
определяемых его компетенцией, осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с иными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области,
федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами,
органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области,
общественными объединениями и иными организациями в установленном законом
порядке (п.1.3).
Министерство финансов Ульяновской области является финансовым органом
Ульяновской области, осуществляющим непосредственное составление и организацию
исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные
бюджетным законодательством Российской Федерации (п.2.1).
В сфере бюджетного процесса Министерство финансов Ульяновской области
обеспечивает формирование прогноза доходов и расходов областного бюджета и
консолидированного бюджета Ульяновской области, составляет проекты областного
бюджета и консолидированного бюджета Ульяновской области, участвует в
разработке проекта бюджета территориального государственного внебюджетного
фонда (п.2.2) и т.д.
Согласно подп.32 п.2.8 названного Положения Министерство финансов
Ульяновской области осуществляет в установленном порядке исполнение судебных
актов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов,
страхового взноса, предусматривающих обращение взыскания на средства областного
бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Ульяновской области.
С учетом того, что Правительством Ульяновской области определен главный
распорядитель и получатель средств областного бюджета в сфере транспорта и
дорожного хозяйства, суд необоснованно возложил на Министерство финансов
Ульяновской области обязанность по установке на автодороге средств
стационарного электрического освещения и обустройству пешеходных дорожек.
То обстоятельство, что для исполнения решения суда требуется выделение
средств из областного бюджета, не свидетельствует о необходимости возложения на
Министерство финансов Ульяновской обязанности по совершению действий по ремонту
автодороги.
В силу изложенного решение суда в части удовлетворения
административного иска к Министерству финансов Ульяновской области подлежит отмене с принятием в данной части
нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора к Министерству
финансов Ульяновской области о возложении обязанности установить на участках
автомобильной дороги средства стационарного освещения и обустроить пешеходные
дорожки.
Проверяя решение суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с
положениями ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения в части
отказа в удовлетворении требований административного истца о признании
незаконным бездействия ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской
области», выразившегося в необустройстве автодороги *** средствами наружного
электрического освещения и тротуарами.
Как установлено судом, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог
Ульяновской области» и директор данного учреждения в мае 2017 года привлекались
к административной ответственности по ст.12.34 ч.1 КоАП РФ в связи с несоблюдением
требований по обеспечению безопасности дорожного движения на автодороге *** (отсутствие стационарного
электрического освещения и пешеходных дорожек).
11.08.2017
в адрес ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» направлялись
предписания для устранения нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля
(надзора) за соблюдением правил безопасности дорожного движения, и принятия мер
по строительству тротуаров и обустройству средств стационарного освещения на
участке автодороги «***.
Выявленные
нарушения подтверждены актом от 19.09.2017, составленным ОГИБДД МО МВД России
«Чердаклинский».
Также
указанные нарушения нашли подтверждение в ходе рассмотрения настоящего
административного дела и не оспаривались административными ответчиками.
Доказательств устранения нарушений в области безопасности дорожного движения
суду не представлено.
Недостаточность
финансирования для осуществления требуемых работ не освобождает ответчика от
выполнения возложенных на него законом обязанностей. Реализация требований
законодательства в рассматриваемой области не ставится в зависимость от наличия
финансовой возможности, тем более, что установленные законом требования
направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни,
здоровья населения.
При
таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска
прокурора о признании незаконным бездействия ОГКУ «Департамент автомобильных
дорог Ульяновской области», выразившегося в необустройстве автодороги ***
средствами наружного электрического освещения и тротуарами.
Решение
суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об
удовлетворении административного иска в данной части.
В
остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит.
На
основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 23
апреля 2018 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2018 года об
исправлении описки, в части отказа в удовлетворении административного иска о
признании незаконным бездействия и в части удовлетворения административного
иска к Министерству финансов Ульяновской области отменить.
Принять в этой части новое решение.
Признать незаконным бездействие областного государственного
казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»,
выразившееся в необустройстве автодороги *** средствами наружного
электрического освещения и тротуаров.
В удовлетворении административного иска прокурора
Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц
к Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности установить
на участках автомобильной дороги средства стационарного освещения и обустроить
пешеходные дорожки отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи