Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия, ремонт автодороги
Документ от 02.10.2018, опубликован на сайте 23.10.2018 под номером 76516, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и обязании установить средства стационарного электрического освещения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Романова М.А.                                                                   Дело № 33а-4127/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             2 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 23 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерству промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области на участках с км 2+170 по 4+449 и с км 9+278 по км 10+210 (за исключением участков: км 2+952и км 9+976) автомобильной дороги  *** установить средства стационарного электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007; слева на участках с км 2+170 по км 2+421, с км 2+441 по км 2+766, с км 2+786 по км 2+850, с км 2+270 по км 2+970, с км 3+0 по км 3+087, с км 3+107 по км 4+499, справа на участках с км 2+170 по км 2+712, с км 2+732 по км 2+970, с км 3+0 по км 3+053, с км 3+102 по км 3+133, с км 3+148 по км 3+196, с км 3+218 по км 3+410, с км 3+430 по км 3+705, с км 3+725 по км 4+190, с км 4+210 по км 4+499 (п.Октябрьский) автомобильной дороги «Мирный-Учхоз УГСХА», а также: слева на участках с км 9+378 по км 9+728, с км 9+748 по км 9+852, с км 9+872 по км 10+110, справа на участках с км 9+378 по км 9+600, с км 9+620 по км 9+730, с км 9+750 по км 9+866, с км 9+886 по км 10+035, с км 10+055 по км 10+110 (п.Первомайский) автомобильной дороги «Мирный-Учхоз УГСХА» обустроить пешеходные дорожки (тротуары) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 за счет казны Ульяновской области.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Чердаклинского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерству промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской  области, Министерству финансов Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необустройстве автодороги «Мирный-Учхоз УГСХА» средствами наружного электрического освещения и тротуаров – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., представителя областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Лялиной О.Ю., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить на участках автомобильной дороги средства стационарного электрического освещения и обустроить пешеходные дорожки (тротуары) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

В обоснование требований административный истец указал, что в ходе проверки деятельности Департамента автомобильных дорог Ульяновской области выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автодороги *** Чердаклинского района Ульяновской области, свидетельствующие о нарушении законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 №431-П «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» дорога *** относится к межмуниципальным дорогам.

03.05.2017 и 05.05.2017 ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и директор учреждения привлекались к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно нарушение требований п.13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090; п.п.4.5.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства, общие требования», п.5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В адрес ОГКУ «Департамент автомобильных дрог Ульяновской области» ОГИБДД России по МО МВД России «Чердаклинский» направлялись предписания на устранение нарушений нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые не исполнены.

17.11.2017 постановлениями мирового судьи судебного участка №2 Чердаклинского судебного района Ульяновской области ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и директор учреждения привлечены к административной ответственности по ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Непринятие ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» мер по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределённого круга лиц – жителей близлежащих домов, участников дорожного движения на обеспечение безопасности дорожного движения, на охрану жизни и здоровья, повышение травмоопасности и увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», выразившееся в необустройстве автодороги *** средствами наружного электрического освещения и тротуаров и обязать административного ответчика на участках дороги с км 2+170 по 4+449 и с км 9+278 по км 10+210 (за исключением участков: км 2+952 и км 9+976) автомобильной дороги *** установить средства стационарного электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и на ряде участков автомобильной дороги *** у п.Октябрьский, п.Первомайский обустроить пешеходные дорожки (тротуары) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц: Правительство Ульяновской области, ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Считает Министерство финансов Ульяновской области ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Ульяновской области в сфере правоотношений транспорта и дорожного хозяйства является не Министерство финансов Ульяновской области, а Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, которому подведомственно ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», основной целью деятельности которого является осуществление в установленном порядке дорожной деятельности в Ульяновской области (п. 2.1 Устава).

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 01.04.2013 № 109-П «Об утверждении порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области» организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».

Просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления к Министерству финансов Ульяновской области.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание в связи со следующим.

В силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом по делу допущены такие нарушения, а именно: неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения требований прокурора, свидетельствующие о необходимости установления на участках дороги средств стационарного электрического освещения и обустройства пешеходных дорожек в соответствии с требованиями ГОСТ, суд неверно определил круг административных ответчиков, к полномочиям которых законом отнесено исполнение данной обязанности.

Надлежащими административными ответчиками по делу являются ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», за которым на праве оперативного управления закреплена автодорога ***, и Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, являющееся исполнительным распорядительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющее управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства и являющееся главным распорядителем и получателем средств областного бюджета для осуществления указанных полномочий.

Согласно Положению о Министерстве финансов Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 20.07.2017 №16/355-П, Министерство финансов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации единой бюджетной, финансовой и кредитной политики, налоговой политики в Ульяновской области, а также осуществляющим программно-целевое планирование (п.1.1).

Министерство финансов Ульяновской области в пределах и объемах, определяемых его компетенцией, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, общественными объединениями и иными организациями в установленном законом порядке (п.1.3).

Министерство финансов Ульяновской области является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим непосредственное составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (п.2.1).

В сфере бюджетного процесса Министерство финансов Ульяновской области обеспечивает формирование прогноза доходов и расходов областного бюджета и консолидированного бюджета Ульяновской области, составляет проекты областного бюджета и консолидированного бюджета Ульяновской области, участвует в разработке проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (п.2.2) и т.д.

Согласно подп.32 п.2.8 названного Положения Министерство финансов Ульяновской области осуществляет в установленном порядке исполнение судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, страхового взноса, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Ульяновской области.

С учетом того, что Правительством Ульяновской области определен главный распорядитель и получатель средств областного бюджета в сфере транспорта и дорожного хозяйства, суд необоснованно возложил на Министерство финансов Ульяновской области обязанность по установке на автодороге средств стационарного электрического освещения и обустройству пешеходных дорожек.

То обстоятельство, что для исполнения решения суда требуется выделение средств из областного бюджета, не свидетельствует о необходимости возложения на Министерство финансов Ульяновской обязанности по совершению действий по ремонту автодороги.

В силу изложенного решение суда в части удовлетворения административного иска к Министерству финансов Ульяновской области  подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора к Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности установить на участках автомобильной дороги средства стационарного освещения и обустроить пешеходные дорожки.

Проверяя решение суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с положениями ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения в части отказа в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», выразившегося в необустройстве автодороги *** средствами наружного электрического освещения и тротуарами.

Как установлено судом, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и директор данного учреждения в мае 2017 года привлекались к административной ответственности по ст.12.34 ч.1 КоАП РФ в связи с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения на автодороге *** (отсутствие стационарного электрического освещения и пешеходных дорожек).

11.08.2017 в адрес ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» направлялись предписания для устранения нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля (надзора) за соблюдением правил безопасности дорожного движения, и принятия мер по строительству тротуаров и обустройству средств стационарного освещения на участке автодороги «***.

Выявленные нарушения подтверждены актом от 19.09.2017, составленным ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский».

Также указанные нарушения нашли подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела и не оспаривались административными ответчиками. Доказательств устранения нарушений в области безопасности дорожного движения суду не представлено.

Недостаточность финансирования для осуществления требуемых работ не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей. Реализация требований законодательства в рассматриваемой области не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности, тем более, что установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья населения.

При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска прокурора о признании незаконным бездействия ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», выразившегося в необустройстве автодороги *** средствами наружного электрического освещения и тротуарами.

Решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска в данной части.

В остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2018 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2018 года об исправлении описки, в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия и в части удовлетворения административного иска к Министерству финансов Ульяновской области отменить.

Принять в этой части новое решение.

Признать незаконным бездействие областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», выразившееся в необустройстве автодороги *** средствами наружного электрического освещения и тротуаров.

В удовлетворении административного иска прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности установить на участках автомобильной дороги средства стационарного освещения и обустроить пешеходные дорожки отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи