Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 16.10.2018, опубликован на сайте 25.10.2018 под номером 76509, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-4442/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      16 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 июля 2018 года, по которому постановлено:    

исковые требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области  в интересах Хафизова Рината Раисовича удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Хафизова Рината Раисовича, *** года рождения, лекарственным препаратом «***» по рецептам от 8 июня 2018 года серии 7318I1 № 1000160049 и от 10 мая 2018 года серии 7318I1 № 1000154136, а также  лекарственным препаратом «***» по рецепту от 10 мая 2018 года серии 7318I1 №1000154137.

В удовлетворении исковых требований к  федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» и в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Хафизова Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ КБ  № 172 ФМБА России) о возложении обязанности обеспечить своевременное оформление рецептов, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Димитровграда Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства о лекарственном обеспечении. Проверкой установлено, что Хафизов Р.Р., ***                          года рождения, является инвалидом второй группы. В связи с                          имеющимися заболеваниями он нуждается в обеспечении лекарственными                        препаратами «***» (***), «***» (***). Лечащим врачом ему были выписаны льготные рецепты: на получение лекарственного препарата «***» - от 8 июня              2018 года серии 7318I1 № 1000160049, от 10 мая 2018 года серии 7318I1                           № 1000154136; на получение лекарственного препарата «***» - от 10 мая 2018 года серии 7318I1 №1000154137, от 8 июня 2018 года серии 7318I1                      № 1000160050. Однако до настоящего времени лекарственными препаратами по указанным рецептам Хафизов Р.Р. не обеспечен, ввиду их отсутствия в аптечной сети, что негативно влияет на его здоровье.

Просил суд обязать ФГБУЗ КБ  № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление Хафизову Р.Р. рецептов на лекарственные               препараты «***» (***), «***» (***) в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия               Ульяновской области обеспечить Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами: «***» (***) по рецептам от 8 июня                2018 года серии 7318I1 № 1000160049, от 10 мая 2018 года серии 7318I1                        № 1000154136, «***» (***) по рецептам от 10 мая 2018 года серии 7318I1 №1000154137, от 8 июня 2018 года серии 7318I1 № 1000160050.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено                       АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда отменить в части возложения на Министерство обязанности обеспечить Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами  по выданным рецептам, принять по делу новый судебный акт.

Не оспаривает, что Хафизов Р.Р. имеет право на льготы по лекарственному обеспечению за счет федерального и регионального бюджета.  Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***» (***), «***» (***) в соответствии с заключенным  государственным контрактом. Соответственно, Министерство не бездействовало по обеспечению Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами.

Исполнителем по заключенному государственному контракту является               АО «УльяновскФармация». Полагает, что необеспечение Хафизова Р.Р. вышеуказанными лекарственными препаратами возникло по вине                              АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Обеспечение лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Хафизов Р.Р., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Хафизов Р.Р., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в ФГБУЗ КБ  № 172 ФМБА России.

В связи с имеющимися заболеваниями Хафизов Р.Р. нуждается в обеспечении лекарственными препаратами «***» (***), «***» (***).

Лечащим врачом ему были выписаны льготные рецепты: на получение лекарственного препарата «***» (***) - от 8 июня  2018 года серии 7318I1 № 1000160049, от 10 мая 2018 года серии 7318I1              № 1000154136; на получение лекарственного препарата «***» (***) - от 10 мая 2018 года серии 7318I1 №1000154137, от 8 июня                2018 года серии 7318I1 № 1000160050.

По рецепту от 8 июня 2018 года серии 7318I1 № 1000160050 Хафизов Р.Р. был обеспечен лекарственным препаратом «***» (***).

По другим вышеуказанным рецептам Хафизов Р.Р. лекарственными препаратами обеспечен не был.

Судом отказано в удовлетворении исковых требований прокурора                          г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Хафизова Р.Р. к ФГБУЗ КБ                № 172 ФМБА России о возложении обязанности обеспечить своевременное оформление рецептов.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и в силу                 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом оценки судебной коллегии.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Хафизова Р.Р. лекарственными           препаратами «***» (***), «***» (***), суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года                       № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Хафизова Р.Р. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится Хафизов Р.Р.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Хафизова Р.Р. в указанных лекарственных препаратах не опровергнута.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                   19 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: