Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 11.10.2018, опубликован на сайте 01.11.2018 под номером 76507, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-165/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 октября 2018 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Промстройкомплект» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Открытое акционерное общество «Промстройкомплект» (далее ОАО «Промстройкомплект») обратилось с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требование мотивировано тем, что указанное нежилое здание принадлежит ОАО «Промстройкомплект» на праве собственности.

Постановлением Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» от 12.10.2012 № 481-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе, кадастровая стоимость здания, принадлежащего ОАО «Промстройкомплект», в размере 10 272 782 руб. 70 коп.

Согласно отчету оценщика ООО «Финансово-промышленная компания» от 05.07.2018 рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла 7 564 000 руб.

ОАО «Промстройкомплект» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Уведомлением Комиссии от 23 июля 2018 года заявление ОАО «Промстройкомплект» не было принято к рассмотрению.

Поскольку законодателем сумма налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости объекта, то результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного нежилого здания затрагивает интересы ОАО «Промстройкомплект» как плательщика налога.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Министерство финансов Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца       Захарова Н.П. уточнила исковые требования, просил определить кадастровую стоимость участка равной его рыночной стоимости, указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменных возражениях указал, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал на то, что Управление прав административного истца не нарушало, против пересмотра кадастровой стоимости не возражает, решение оставляет на усмотрение суда.

Представители Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений в суд не направили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** на основании Постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» от 12 октября 2012 года № 481-П определена  в  размере 10 272 782 руб. 70 коп (дата определения кадастровой стоимости – 17 ноября 2011 года).

Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении указанного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ)  результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания затрагивают права и обязанности административного истца; принадлежащее обществу нежилое здание является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах обращение ОАО «Промстройкомплект» в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, которой закреплено право оспаривания результатов определения кадастровой стоимости лицами, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости.

Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и 20 июля 2018 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Ульяновской области, представив отчет оценщика ООО «Финансово-промышленная компания» от 05 июля 2018 года.

Согласно отчету оценщика ООО «Финансово-промышленная компания» от 05 июля 2018 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла   7 564 000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 1 ноября 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1 ноября 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ОАО «Промстройкомплект» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области 20 июля 2018 года, то есть с пропуском срока, в связи с чем такое заявление Комиссией не было принято к рассмотрению.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость объекта недвижимости, исходя из которой рассчитывается налог на имущество, является актуальной для административного истца. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Учитывая разницу рыночной стоимости участка и его кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 032/030-2018 от 27 августа 2018 года названного экспертного учреждения рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла 7 418 364 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об иной, нежели указанной в заключении автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» величине рыночной стоимости земельного участка, не представлено. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспарено.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере 7 418 364 руб. является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Промстройкомплект» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 7 418 364 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 20 июля 2018 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                 Зуева Н.В.