УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Усова В.Е. Дело
№ 33а-4255/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9 октября
2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 6 июля 2018 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Заволжского района города
Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие муниципального образования «город
Ульяновск», выражающееся в неисполнении возложенных на него обязательств по
организации освещения улиц незаконным.
Обязать муниципальное образование «город Ульяновск»
организовать наружное освещение вдоль дороги в районе домов *** в соответствии
с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги
автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
(утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст).
Обязать муниципальное образование «город Ульяновск»
произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации
дополнительного освещения пешеходных зон в районе домов ***.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения
прокурора Сальникова А.А.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного
круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации
муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным бездействия в связи с
неисполнением обязательств по организации освещения улиц, возложении
обязанности организовать наружное освещение вдоль дороги в районе домов *** и
произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации
дополнительного освещения пешеходных зон в районе домов ***.
В обоснование
требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Заволжского района
г.Ульяновска проверки соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы
организации благоустройства на территории Заволжского района города Ульяновска
было установлено, что освещение дороги и пешеходных зон на ул. Врача Михайлова
в Заволжском районе г.Ульяновска находится в неудовлетворительном состоянии, то
есть администрацией города не выполняется обязанность по содержанию
вышеуказанных сетей наружного освещения. Вдоль дороги в районе домов ***
организация уличного освещения не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007.
На пешеходных дорожках вдоль указанных домов наружное освещение отсутствует.
К участию в
деле привлечены в качестве заинтересованных лиц МУП «Ульяновская городская
электросеть», ПАО «Ульяновскэнерго», Управление
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МБУ «Стройзаказчик».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение
суда как незаконное и принять по делу новое решение, которым отказать в
удовлетворении административного иска в полном объеме.
Указывает, что
обслуживание сетей наружного освещения муниципального образования «город
Ульяновск» осуществляет МУП «Ульяновская городская электросеть» на основании
муниципального контракта, заключенного с Управлением дорожного хозяйства и
транспорта администрации города Ульяновска. Сети наружного освещения,
расположенные вдоль дороги в районе домов ***, находятся в работоспособном
состоянии, систематически проверяются МУП «Ульяновская городская электросеть» в
рамках заключенного контракта, о чем составляются акты обследования. 15.05.2018
между Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска и ООО «Автодоринженеринг» по итогам проведения электронного аукциона
заключен муниципальный контракт на проведение работ по ремонту автомобильных
дорог, кроме этого, в рамках указанного контракта силами подрядчика будут
проводится работы по строительству дополнительного освещения пешеходных
переходов по ***.
Администрация
города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер и
используются в соответствии с местным бюджетом.
В заседание
суда апелляционной инстанции не явились представители администрации города
Ульяновска и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
В соответствии
с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме
и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии
со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к
вопросам
местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение
проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения,
осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об
исполнении бюджета поселения (п.1); организация в границах поселения электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения
топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской
Федерации (п.4);
дорожная
деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах
населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на
них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных
мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных
дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации (п.5).
Пунктом 6
части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного
значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п.п.
3-7 ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск»,
утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119, дорожная
деятельность в отношении объектов наружного освещения, расположенных на
территории муниципального образования «город Ульяновск» отнесена к компетенции
администрации города Ульяновска.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской
Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по
обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным
техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц,
осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Технические требования к эксплуатационному состоянию
автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные
общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Согласно требованиям п. 4.6.1.4 данного ГОСТ максимальная
горизонтальная освещенность покрытия проезжей части для улиц районного значения
составляет 20 люкс; средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части
стационарным электрическим освещением составляет 8 люкс.
Как установлено судом, автомобильная дорога по ул. Врача
Михайлова г.Ульяновска и воздушная
линия наружного освещения данной автодороги находятся в муниципальной
собственности.
Обслуживание автодороги осуществляет Управление дорожного
хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Обслуживание сетей
наружного освещения муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет
МУП «Ульяновская городская электросеть» на основании муниципального контракта №
1 от 01.02.2018, заключенного с Управлением дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска.
В ходе
проведенной проверки эксплуатационного состояния уличного освещения автодороги
по *** дороги выявлены нарушения обязательных требований ГОСТ Р 52766-2007:
В нарушение п.
4.6.1.4 максимальная горизонтальная освещенность покрытия проезжей части
стационарным электрическим освещением составляет 6,67 люкс при минимально
допустимой для улиц районного значения 20 люкс; средняя горизонтальная освещенность
покрытия проезжей части стационарным электрическим освещением составляет 1,77
люкс при минимально допустимой для улиц районного значения 8 люкс.
Согласно требованиям СНиП
23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01.89 «Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 14.2.1 Правил благоустройства,
утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 №1406
«О правилах благоустройства территории муниципального образования «город
Ульяновск» тротуары и пешеходные дорожки должны быть оборудованы искусственным
освещением в вечернее и ночное время.
Однако в районе пешеходных дорожек в районе домов №№ 32-64 по ул. Врача Михайлова в г.Ульяновске
искусственное освещение отсутствует.
Принимая во внимание, что организация освещения улиц
является обязанностью органа местного самоуправления, суд первой инстанции,
установив ненадлежащее состояние уличного освещения автодороги в районе домов
№№ 32-64 на ул.Врача Михайлова г.Ульяновска, а также отсутствие освещения
пешеходной зоны вдоль названной автодороги обоснованно возложил на
администрацию города Ульяновска обязанность организовать надлежащее освещение
автодороги и пешеходных дорожек в соответствии с требованиями ГОСТ Р
52766-2007, СНиП 23-05-95 и СНиП 2.07.01.89.
Судом правомерно
удовлетворены требования прокурора, поскольку приведение уличного освещения в
соответствие с установленными требованиями направлено на устранение угрозы
возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий,
причинения вреда жизни и здоровью граждан, проявления терроризма и экстремизма,
прочих противоправных действий.
Доводы администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе о том, что обслуживание сетей наружного освещения
муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет МУП «Ульяновская
городская электросеть», а за содержание автодороги отвечает Управление
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не опровергают
установленные судом обстоятельства и не освобождают административного ответчика
как орган, на который законом возложены полномочия по организации в городе
уличного освещения, исполнить данную обязанность.
Принятое по
делу решение является верным, нормы материального и процессуального права
применены судом правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2018 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи