Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 09.10.2018, опубликован на сайте 17.10.2018 под номером 76315, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Самсонова Н.В.                                                                         Дело № 33-4324/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      9 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,         

при секретаре Абросимовой А.В.,                  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах  Широкина Валерия Николаевича, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Широкина Валерия Николаевича, *** года рождения, проживающего по адресу: ул. Г***, дом ***, п.Б*** г.У***, лекарственным средством *** 400 мкг + 12 мкг №120 в общем количестве пяти упаковок по выписанным рецептам от 08.02.2018, 09.01.2018, 11.12.2017, 13.11.2017, 12.07.2017, лекарственным средством *** 1000 мг №60 в общем количестве 4 упаковки по выписанным рецептам от 12.10.2017, 14.09.2017, 14.08.2017, 12.07.2017, медицинскими изделиями *** № 50 в общем количестве 3 упаковки по выписанным рецептам от 09.01.2018, 11.12.2017, 14.08.2017.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Широкина В.Н.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Широкин В.Н., наблюдается в государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская больница № 3» с диагнозом: ***, ***, нуждается в лекарственных средствах ***, ***, медицинских изделиях – ***. Лечащим врачом Широкину В.Н. были выписаны рецепты: 08.02.2018, 09.01.2018, 11.12.2017, 13.11.2017, 12.07.2017 на получение лекарственного препарата *** 400 мкг + 12 мкг № 120 в общем количестве пяти упаковок; 09.01.2018, 11.12.2017, 14.08.2017 – на получение *** №50 в общем количестве трех упаковок; 12.10.2017, 14.09.2017, 14.08.2017, 12.07.2017 –  лекарственного препарата *** 1000 мг № 60 в общем количестве четырех упаковок. Однако лекарственными средствами и медицинскими изделиями по указанным выше рецептам истец обеспечен не был. Просил обязать Министерство обеспечить Широкина В.Н. лекарственными препаратами *** 400 мкг + 12 мкг №120 в общем количестве пяти упаковок по рецептам от 08.02.2018, 09.01.2018, 11.12.2017, 13.11.2017, 12.07.2017, *** 1000 мг №60 в общем количестве четырех упаковок по рецептам от 12.10.2017, 14.09.2017, 14.08.2017, 12.07.2017, медицинскими изделиями – *** №50 в общем количестве трех упаковок по рецептам от 09.01.2018, 11.12.2017, 14.08.2017; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница № 3», и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Просит учесть, что дальнейшее обеспечение истца лекарственными препаратами *** и *** осуществляется. Настаивает на том, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке лечащим врачом рецептов и не может быть назначено по решению суда. Обеспечение лекарственными препаратами по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Кроме того, считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами по рецептам 2017 года по причине завершения 2017 финансового года.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Широкин В.Н. является инвалидом *** группы, имеет диагноз: ***.

В связи с имеющимися заболеваниями Широкин В.Н. нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов ***, а также в медицинских изделиях – ***.

Лечащим врачом Широкину В.Н. были выписаны рецепты: 08.02.2018, 09.01.2018, 11.12.2017, 13.11.2017, 12.07.2017 на получение лекарственного препарата *** 400 мкг + 12 мкг № 120 в общем количестве пяти упаковок; 09.01.2018, 11.12.2017, 14.08.2017 – на получение *** №50 в общем количестве трех упаковок; 12.10.2017, 14.09.2017, 14.08.2017, 12.07.2017 –  лекарственного препарата *** 1000 мг № 60 в общем количестве четырех упаковок.

Названными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по указанным выше рецептам Широкин В.Н. обеспечен не был, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Широкина В.Н. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорные лекарственные препараты включены в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р, а также содержались в аналогичном Перечне, действовавшем в 2017 году.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Широкина В.Н. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Широкина В.Н. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится Широкин В.Н.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Широкина В.Н. в спорных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Широкина В.Н. лекарственными препаратами по рецептам 2017 года в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи