Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии по Списку № 2
Документ от 09.10.2018, опубликован на сайте 17.10.2018 под номером 76299, 2-я гражданская, о назначении досрочной страховой пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                             Дело № 33-4292/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     9 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Курановой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонного) на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 18 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новоспасском  районе Ульяновской области (межрайонное) назначить Короткову Михаилу Владимировичу досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05.11.2017.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Коротков М.В. обратился в суд и иском к государственному учреждению -  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области, пенсионный орган) о  назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указал, что 02.11.2017 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика в назначении такой пенсии ему отказано в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, продолжительность которого определена пенсионным органом 1 год 7 месяцев 19 дней. В его специальный стаж не включены периоды работы: с 18.07.1980 по 10.04.1981 в качестве газоэлектросварщика 3 разряда в У***; с 22.06.1983 по 19.08.1987 - газоэлектросварщиком 3 разряда в Р***; с 01.09.1987 по 12.04.1988 - газоэлектросварщиком 4 разряда в У***; с 03.05.1988 по 04.11.1993 - газоэлектросварщиком 4 разряда в м***; с 22.11.1994 по 17.09.1997 - газоэлектросварщиком 4 и 5 разрядов в Р*** ; с 14.10.1997 по 04.11.1997 - газоэлектросварщиком 5 разряда в ООО «С***»; с 06.11.1997 по 25.10.2000 - сварщиком 5 разряда в ГСК «С***» г. У***; с 13.01.2001 по 31.05.2002 - электрогазосварщиком 5 разряда в М*** ; с 03.06.2002 по 10.08.2002 - электрогазосварщиком 5 разряда филиала «М***» . С решением ответчика он не согласен, поскольку его трудовая деятельность с тяжелыми условиями труда в спорные периоды проходила в условиях полного рабочего дня.  На дату обращения в пенсионный орган его стаж на работах с тяжелыми условиями труда составлял 12 лет 6 месяцев. Просил обязать ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05.11.2017.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с  нарушением норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что продолжительность общего страхового стажа Короткова М.В. на дату вынесения обжалуемого судебного решения, с учётом включения в общий страховой стаж оспариваемого периода работы в Р*** (4 года 1 месяц 28 дней), составляет 24 года 03 месяца 25 дней, соответственно, истец не имеет права на получение досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 из-за отсутствия необходимой продолжительности стажа - не менее 25 лет.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.11.2017 Коротков М.В., *** года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ответчика от 15.11.2017 в назначении досрочной страховой пенсии Короткову М.В. по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа 25 лет и стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев.

При этом на дату обращения общий страховой стаж истца определен ответчиком продолжительностью 20 лет 1 месяц 27 дней, специальный стаж – 1 год 7 месяцев 19 дней.

В общий страховой стаж Короткова М.В. пенсионным органом включены периоды:

- с 01.09.1978 по 15.07.1980 – учебы в Г***;

- с 18.07.1980 по 10.04.1981 – работы в У*** в должности газоэлектросварщика 3 разряда;

- с 17.05.1981 по 26.04.1983 – службы в армии по призыву в двойном размере в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П;

- с 01.09.1987 по 12.04.1988 – работы в У*** в должности газоэлектросварщика 4 разряда;

- с 03.05.1988 по 04.11.1993 – работы в м*** в должности газоэлектросварщика 4 разряда;

- с 22.11.1994 по 17.09.1997 – работы в Р*** в должности газоэлектросварщика 4, 5 разряда;

- с 14.10.1997 по 04.11.1997 – работы в ООО «С***» в должности газоэлектросварщика 5 разряда;

- с 06.11.1997 по 25.10.2000 – работы в ГСК «С***» г. У*** в должности сварщика 5 разряда;

- с 01.01.2001 по 31.05.2002 – работы в М*** в должности электрогазосварщика 5 разряда;

- с 06.06.2002 по 10.08.2002 – работы в филиале М*** в должности электрогазосварщика 5 разряда;

- с 16.02.2008 по 15.03.2008 – работы в ООО «Т***».

В общий страховой стаж истца ответчиком не включен период его работы с 22.06.1983 по 19.08.1987 в Р*** в связи с ненадлежащим оформлением в трудовой книжке записи о приеме на работу (не указана дата приказа).

Коротков М.В., полагая, что имеющийся стаж работы дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с 05.11.2017, обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Короткова М.В., суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения в пенсионный орган истец имел требуемую продолжительность как специального, так и общего страхового стажа, а потому имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по Списку № 2 по достижении возраста 55 лет, то есть с 05.11.2017.

Однако выводы суда в части наличия у Короткова М.В. по состоянию на 05.11.2017 общего страхового стажа продолжительностью более 25 лет не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (раздел XXXIII «Общие профессии», позиция 23200000-19756).

Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, предусматривались профессии газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных (раздел XXXII). При этом требований о подтверждении занятости рабочих указанных профессий на резке и ручной сварке, в отличие от Списка № 2 от 26.01.1991, названный Список не содержал.

Руководствуясь приведенными выше положениями закона, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в специальный стаж работы истца подлежат включению периоды его работы: с 18.07.1980 по 10.04.1981 (00 лет 8 месяцев 23 дня) – в У*** в должности газоэлектросварщика 3 разряда;  с 22.06.1983 по 19.08.1987 (4 года 01 месяц 28 дней) – в Р*** в должности газоэлектросварщика 3 разряда; с 01.09.1987 по 12.04.1988, за исключением отпуска без сохранения заработной платы – 08.01.1988 года (00 лет 7 месяцев 11 дней) – в У*** в должности газоэлектросварщика 4 разряда;  с 03.05.1988 по 31.12.1991 (3 года 7 месяцев 29 дней) – в м*** в должности газоэлектросварщика 4 разряда.

Проверяя доводы Короткова М.В. о наличии у него достаточной продолжительности стажа по Списку № 2, суд первой инстанции пришел к выводу, что в специальный стаж истца подлежит зачету период его службы в армии по призыву с 17.05.1981 года по 27.04.1983 года в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 № 590, так как периоду службы в армии истца предшествовала, и за ним следовала   работа в тяжелых  условиях труда (в должности газоэлектросварщика).

С учетом указанных выше периодов, периода службы Короткова М.В. в армии по призыву, а также периодов работы, включенных самим ответчиком в специальный стаж истца (1 год 7 месяцев 19 дней), суд первой инстанции правильно определил продолжительность специального стажа истца по Списку № 2 – 12 лет 9 месяцев 1 день.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования Короткова М.В. о назначении ему с 05.11.2017 досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, суд первой инстанции не учел, что для назначения досрочной страховой пенсии по данному основанию для мужчин необходима совокупность следующих условий: наличие возраста не менее 55 лет; наличие страхового стажа не менее 25 лет, специального стажа – не менее 12 лет 6 месяцев (в случае назначения такой пенсии мужчинам с 55 лет).

Делая вывод о наличии у Короткова М.В. продолжительности общего страхового стажа более 25 лет, суд первой инстанции указал, что в такой стаж подлежат включению следующие периоды: с 01.09.1978 по 15.07.1980 – учебы в Г***; с 18.07.1980 по 10.04.1981 - работы на У***; с 17.05.1981 по 26.04.1983 – службы в армии по призыву в двойном размере;  с 22.06.1983 по 19.08.1987 – работы  в Р***; с 01.09.1987 по 12.04.1988 – работы в У***;  с 03.05.1988 по 04.11.1993 – работы в м***; с 22.11.1994 по 17.09.1997 – работы в р*** ; с 14.10.1997 по 04.11.1997 - работы в ООО С***» ; с 06.11.1997 по 25.10.2000 - работы в ГСК «С***»; с 01.01.2001 по 31.05.2002 – работы в М***; с 06.06.2002 по 10.08.2002 – работы в М*** ; с 16.02.2008 по 15.03.2008 – работы в ООО «Т***». 

Однако данные периоды Короткова М.В. в совокупности образуют продолжительность общего страхового стажа 24 года 3 месяца 25 дней.

При этом общий страховой стаж такой продолжительности - 24 года 3 месяца 25 дней образуется с учетом включения в него в двойном размере периода службы истца в армии по призыву, тогда как суд уже включил службу в армии по призыву в календарном порядке в специальный стаж истца.

Таким образом, по состоянию на 05.11.2017 у Короткова М.В. отсутствовало одно из условий из установленной законом обязательной совокупности для назначения досрочной страховой пенсии – наличие общего страхового стажа не менее 25 лет.

При таких обстоятельствах решение суда о назначении Короткову М.В. с 05.11.2017 досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не может быть признано законным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении  исковых требований Короткова М.В. к ГУ – УПФ РФ в Новоспасском  районе Ульяновской области о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с 05.11.2017.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 18 июля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении  исковых требований Короткова Михаила Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском  районе Ульяновской области (межрайонному) о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05.11.2017 отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи