Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения
Документ от 02.10.2018, опубликован на сайте 16.10.2018 под номером 76283, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                Дело № 33-4197/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 2 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования Исхаковой Зои Алексеевны удовлетворить.

Обязать Министерство промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Исхаковой Зое Алексеевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании  «город У***».

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения  Исхаковой З.А., ее представителя Ахмадиева Р.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Исхакова З.А. обратилась в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Иск мотивировала тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 03.06.2016 установлен факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: У*** область, В*** район, с. Ч***, ул. С***, д. ***, кв. ***. Она неоднократно обращалась с заявлениями о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако, по состоянию на 31.05.2018  жильем не обеспечена, вынуждена снимать квартиру, в связи с чем полагает  нарушенными свои права и законные интересы. В настоящее время она является студенткой *** курса У*** , обучение осуществляется по очной форме по адресу: г. У***, бульвар Н***, д. ***, в связи с чем  просит предоставить ей квартиру в городе У***.

По уточненным требованиям истица просит обязать Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить ей специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город У***».

 

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

 

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что жилое помещение не представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дополняет, что Исхакова З.А. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения в размере 4000 рублей.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Исхакова З.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и представителя третьего лица Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Исхакова З.А. (до брака – Грунина), *** года рождения относится к лицам из числа детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Была выявлена на территории Вешкаймского района Ульяновской области 17 июня 2008 года. Мать истицы Г*** (И***) Т.В. лишена родительских прав на основании судебного решения.

Постановлением главы Вешкаймского района Ульяновской области №*** от 24 октября 2002 года в отношении несовершеннолетней Груниной З.А. была учреждена  опека, опекуном назначена К*** Т.Ю. (л.д.45).

Истица зарегистрирована по адресу: У*** область, В*** район, р.п.Ч***, ул. С***, д.*** кв.***, данное жилое помещение состоит из комнаты, площадью 14,72 кв.м, нанимателем которой является мать истицы, лишенная в отношении нее родительских прав, в данном жилом помещении зарегистрировано 5 человек.

3 июня 2016 года комиссия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приняла решение об установлении факта невозможности проживания Исхаковой (Груниной) З.А., в ранее занимаемом жилом помещении по выше указанному адресу (л.д.7).

25 августа 2016 года решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области  с правом предоставления жилого помещения в городе Ульяновске  (л.д.8, 9, 30).

Истица с 1 сентября 2016 года является студенткой ФГБОУВО «У***» (л.д.101).

Жилых помещений в собственности, а равно в пользовании по договору социального найма не имеет.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истица не обеспечена жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования Исхаковой З.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылка в жалобе на наличие у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не влияет на законность принятого судом решения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: