УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова М.С. Дело № 33-4152/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
2 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,
при секретаре Туктаровой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 6 июля 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования заместителя
прокурора Тереньгульского района, действующего в интересах Бучака Данила
Сергеевича, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным и
возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Бучака
Данила Сергеевича специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения в р.п. Т*** Т*** района У*** области.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Бучака Данила Сергеевича, *** года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Т***
Т*** района У*** области.
В удовлетворении исковых
требований к муниципальному учреждению Отдел образования администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора
Сальникова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области
обратился в суд с иском в интересах Бучака Д.С. к Министерству промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, МУ Отдел образования администрации МО «Тереньгульский район»
Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности
обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения в р.п. Т*** Т*** района У*** области.
В обоснование исковых требований указал, что в результате
проведения прокуратурой района проверки установлено, что Бучак Д.С., *** года
рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Его мать Б*** Я.А.
и отец Б*** С.А. решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от
25 марта 2016 года лишены родительских
прав. Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития
Ульяновской области от 8 ноября 2016 года (протокол № 16) Бучак Д.С. включен в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области. В настоящее время Бучак Д.С. зарегистрирован и проживает по адресу: У***
область, Т*** район, с. Н***, ул. З***, д. ***, в жилом помещении, не
принадлежащем ему на праве собственности. Бучак Д.С. обратился с заявлением в
прокуратуру района, в котором просил обратиться в суд в его интересах о
предоставлении ему жилого помещения в р.п. Т*** Т*** района У*** области. Бучак
Д.С. собственником объектов недвижимости не является. Дата возникновения права
на обеспечение жилым помещением у истца - 1 марта 2018 года.
Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый
судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что жилое помещение не
представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном
фонде Ульяновской области жилых помещений.
Кроме того, считает, что предоставление истцу
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями.
Судебная коллегия полагает
возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и
третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Как установлено судом
первой инстанции Бучак Д.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.
Его мать Б*** Я.А. и отец Б*** С.А. решением Сенгилеевского
районного суда Ульяновской области от 25
марта 2016 года лишены родительских прав (л.д.20-22), впоследствии *** года
Бучак Я.А. умерла (л.д.13).
Согласно справке о первичном выявлении Муниципального
учреждения отдела образования муниципального образования «Тереньгульский район»
Ульяновской области Бучак Д.С. был выявлен и учтен как ребенок, оставшийся без
попечения родителей 26 апреля 2016 года (л.д.26).
Постановлением администрации муниципального образования
«Тереньгульский район» Ульяновской области №*** от 13 мая 2016 года попечителем
несовершеннолетнего Бучака Д.С. назначена Г*** А.А. (л.д.17).
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних от 08 ноября 2016 года (протокол № 16) Бучак Д.С. включен в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области с правом на предоставление
жилого помещения в р.п. Т*** (л.д.14, 15).
В настоящее время Бучак Д.С. зарегистрирован и проживает по
адресу: У*** область, Т*** район, с. Н***, ул. З***, д. ***, в жилом помещении,
не принадлежащем ему на праве собственности.
Бучак Д.С. обратился с заявлением в прокуратуру района, в
котором просил обратиться в его интересах с иском о предоставлении ему жилого
помещения в р.п. Т*** Т*** района У*** области.
Бучак Д.С. собственником объектов недвижимости не является.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что
истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые
требования прокурора, действующего в интересах
Бучака Д.С. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью
соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая
правовая оценка.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции
Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон
о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления
жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить
основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья
не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от
6 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: