Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 05.10.2018, опубликован на сайте 16.10.2018 под номером 76240, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-164/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5 октября 2018 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юнит Групп» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Юнит групп» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требование мотивировано тем, что указанный земельный участок принадлежит ООО «Юнит групп» на праве собственности.

Постановлением Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» от 18.01.2012 № 21-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории муниципального образования «Город Ульяновск», в том числе кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО «Юнит групп», в размере 4 172 237  руб. 27 коп.

Согласно отчету оценщика *** от 25 марта 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 года составляла 1 903 372 руб.

ООО «Юнит групп» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основанию установления в отношении него рыночной стоимости.

Уведомлением Комиссии от 3 апреля 2018 года заявление ООО «Юнит групп» было отклонено.

Поскольку законодателем сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, то результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка затрагивает интересы ООО «Юнит групп», как плательщика земельного налога.    

Судом к участию в деле привлечены в качестве ответчика Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Представитель административного истца Котов М.С. в судебном заседании уточненные по итогам проведенной судебной экспертизы административные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске. Просил определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, указанной в заключении судебной экспертизы, в размере 1 819 152 руб.

Представитель Правительства Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на административное исковое заявление просит рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражает против пересмотра кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости. 

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве указывает, что Управление не является надлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к нему просила отказать. 

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В  отзыве на административное исковое заявление указал, что к учреждению в удовлетворении административного иска надлежит отказать, поскольку прав и законных интересов административного истца учреждение не нарушало.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В  отзыве на административное исковое заявление указал, что не оспаривает право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости, решение оставляет на усмотрение суда. 

Представитель администрации г.Ульяновска, администрации Железнодорожного района г. Ульяновска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что ООО «Юнит групп» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** на основании Постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» от 18.01.2012 № 21-П определена  в  4 172 237  руб. 27 коп (дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2011 года).

Согласно отчету оценщика *** от 25 марта 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 года составляла 1 903 372 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 29 февраля 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 29 февраля 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ООО «Юнит групп» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области 2 апреля 2018 года, то есть с пропуском срока, в связи с чем такое заявление Комиссией не было принято к рассмотрению.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитывается земельный налог, является актуальной для административного истца. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости участка и его кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 031/030-2018 от 27 августа 2018 года названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 8422 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011 года составляла 1 819 152 рублей.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об иной, нежели указанной в заключении автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск»величине рыночной стоимости земельного участка, не представлено. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере 1 819 152 руб. является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Юнит Групп» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 8 422 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере  1 819 152 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 2 апреля 2018 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                   Н.В.Зуева