Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 02.10.2018, опубликован на сайте 10.10.2018 под номером 76137, 2-я гражданская, о включении в специальный стаж периода обучения, назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Гельвер Е.В.                                                                         Дело № 33-4164/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          2 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 июля 2018 года, по которому постановлено:

уточненные исковые требования Тимкаевой Галины Юрьевны  удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)  включить  в специальный стаж Тимкаевой Галине Юрьевне, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период учебы в  У*** с  01 сентября 1991 года по 16 июня 1995 года.

Обязать  государственное учреждение  - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) назначить Тимкаевой Галине Юрьевне  досрочную страховую пенсию по старости с 06 апреля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., судебная коллегия

 

установила:

Тимкаева Г.Ю. обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в Инзенском районе) о включении периода учебы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что  она  родилась ***. Трудовую деятельность она начала 15 августа 1990 года в должности учителя  начальных  классов в М*** начальной школе. 15 августа 1991 была уволена с работы в связи с поступлением на учебу в У***. После  окончания  университета в 1995 году  продолжила осуществлять педагогическую деятельность.  4 апреля           2018 года обратилась  в ГУ УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19  ч. 1 ст. 30   Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») в связи  с осуществлением  не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан  ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж не был зачтен период                ее учебы в У*** с 1 сентября 1991 года по 21 июня 1995 года. Данное решение комиссии считала незаконным, нарушающим ее права. Согласно  п. 2 Положения о  порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (утратившего силу с 1 октября 1993 года), учителям в специальный стаж  для назначения пенсий за выслугу лет засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Просила суд обязать ГУ УПФ РФ в Инзенском районе зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период ее учебы в У*** с 1 сентября 1991 года по 21 июня 1995 года и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 6 апреля 2018 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Инзенском районе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Указывает, что при определении специального стажа в соответствии с п. 19  ч. 1 ст. 30   Федерального закона «О страховых пенсиях» Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397  может применяться только к периодам работы до 1 января 1992 года  и до 1 октября 1993 года. При этом необходимо учитывать весь период учебы, а не его часть.  Между тем, время обучения истицы приходится с 1 сентября 1991 года по 21 июня 1995 года. При таких обстоятельствах норма абз. 5 п. 2 Положения о  порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, не применима.

В возражениях на апелляционную жалобу Тимкаева Г.Ю. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.

Из материалов дела следует, что истица Тимкаева Г.Ю., *** рождения, 4 апреля 2018 года обратилась  в ГУ УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании             п. 19  ч. 1 ст. 30   Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Инзенском районе (протокол № 309 от  26 апреля            2018 года) Тимкаевой Г.Ю. было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа  - 25 лет. По подсчету пенсионного органа специальный стаж истицы на дату ее обращения составил 21 год 2 месяца  13 дней.

В специальный стаж не был зачтен период учебы истицы в У*** с 1 сентября 1991 года по 21 июня 1995 года.

Не согласившись с данным решением, Тимкаева Г.Ю. оспорила его в судебном порядке.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.

В соответствии с абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (утратившего силу с 1 октября 1993 года), в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как следует из материалов дела,  в период с  15 августа 1990 года по                      15 августа 1991 года истица осуществляла педагогическую деятельность  - работала в должности учителя  начальных  классов в М*** начальной школе. Была уволена с работы в связи с поступлением в высшее учебное заведение. В период с 1 сентября 1991 года по 21 июня 1995 года истица обучалась в У***. После окончания обучения истица продолжила осуществление педагогической деятельности в должности учителя начальных классов Ю*** основной общеобразовательной школы. До настоящего времени истица продолжает осуществлять педагогическую деятельность.

Суд первой инстанции указал, что поскольку истица начала обучение в университете с 1 сентября 1991 года, правовое регулирование, действующее на период ее обучения в университете, предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истицы в области пенсионного обеспечения.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ч.ч. 4. 5 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало на момент начала учебы истицы в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова – 1 сентября 1991 года  и утратило силу с                           1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время пенсионным законодательством возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.

В абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от                14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от             20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Следовательно, для расчета специального стажа Тимкаевой Г.Ю., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, определяющее значение имеет законодательство, действовавшее на момент ее обучения.

В связи с изложенным, в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежит зачислению период ее учебы с  1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 года.

Период  учебы истицы с 1 октября 1993 года по 16 июня 1995 года зачету в специальный стаж не подлежит, поскольку в указанном периоде Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года             № 1397, уже не действовало.

Поскольку специальный стаж истицы Тимкаевой Г.Ю. на день обращения в пенсионный орган составлял менее 25 лет, правовых оснований для признания за ней права на досрочное назначение пенсии и возложения на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 4 апреля 2018 года не имелось.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с  п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене. По делу надлежит принять новое решение, которым обязать ГУ УПФ РФ в Инзенском районе зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период учебы Тимкаевой Г.Ю. в У*** с  1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 года. В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 июля 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)  зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период учебы Тимкаевой Галины Юрьевны в  У*** с  1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 года.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: