Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить лекарствами
Документ от 25.09.2018, опубликован на сайте 03.10.2018 под номером 76062, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Самсонова Н.В.                                               Дело № 33-4105/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          25 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А.,  Рыбалко В.И.,

при секретаре Герасимовой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 июня 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора  Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах  Земсковой Тамары Михайловны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Земскову Тамару Михайловну, *** г.р., проживающую по адресу: поселок П***, ул. З***, д.***, кв.*** г.У***, лекарственным средством *** 1000мг №60 в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 20.12.2017, медицинскими изделиями *** в количестве по 1 упаковки по выписанным рецептам от 20.12.2017 и 14.02.2018, *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 14.02.2018.

Решение суда  обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Земсковой Т.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, медицинскими изделиями.

Иск мотивирован тем, что по обращению истицы прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что её права на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами ответчиком нарушены.  Земскова Т.М., *** г.р., наблюдается в ГУЗ «Городская больница №3». Является инвалидом *** группы, 14.02.2018 ей были выписаны рецепты на получение медицинских изделий - ***  и ***, 20.12.2017 выписаны рецепты на лекарственный препарат *** в количестве 1 упаковки и медицинские изделия ***. Однако бесплатные рецепты на указанные препараты, выписанные ГУЗ «Городская больница № 3» аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Земскову Т.М., *** года рождения, лекарственным средством *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 20.12.2017, медицинскими изделиями *** в количестве по 1 упаковки по выписанным рецептам от 20.12.2017 и 14.02.2018, *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 14.02.2018. При удовлетворении иска просил обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3», и, рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные лекарственные препараты и медицинские изделия согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что необеспечение истца спорным лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство и средства медицинского назначения.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в соответствии с чем они не подлежат запасам впрок. 

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Более того дополняет, что по требованию в части обеспечения по льготным рецептам 2017 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение данным лекарственным препаратом и медицинскими изделиями Земскову Т.М. в связи с завершением 2017 финансового года.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Росздравнадзор  по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Земскова Т.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, состоит на диспансерном учете в ГУЗ Городская больница №3 ей поставлен диагноз: ***, нуждается в приеме лекарственного препарата *** и изделиях медицинского назначения: ***, средства диагностики ***.

20 декабря 2017 года лечащим врачом А*** В.А. ей был выписан рецепт на лекарственный препарат *** 1000 мг №60 в количестве 1 упаковки и медицинские изделия *** (л.д.43).

14 февраля 2018 года Земсковой Т.М. были выписаны рецепты на получение медицинских изделий – *** и *** (л.д.9, 10).

Лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по названным выше рецептам истица обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Земсковой Т.М. лекарственным препаратом *** и изделиями медицинского назначения, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь. В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственный препарат ***, в приеме которого нуждается Земскова Т.М., включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» *** включен в перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В указанный перечень включено заболевание ***, при котором все лекарственные средства, в том числе ***, средства диагностики предоставляются бесплатно.

Стандартом медицинской помощи больным с ***, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 №748 утвержден перечень изделий медицинского назначения, в который входит ***, ***.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Земсковой Т.М. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственным препаратом и средствами медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Земскову Т.М. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Земскова Т.М.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецепта, срок годности которого истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Земсковой Т.М. в спорном лекарственном препарате носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Земскову Т.М. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: