Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 25.09.2018, опубликован на сайте 03.10.2018 под номером 76049, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                 Дело № 33-4096/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             25 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Юдановой Екатерины Сергеевны, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Юданову Екатерину Сергеевну специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город У***».

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Юдановой Е.С., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области, действуя в интересах Юдановой Е.С., обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Юданова Е.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 07 марта 2008 года отец Юдановой Е.С. лишен родительских прав. Мать Юдановой Е.С. умерла *** года. Постановлением Главы г. Ульяновска от 23 марта 2007 года №1464 над несовершеннолетней Юдановой Е.С. установлена опека.  Постановлением администрации муниципального обарзования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 27 декабря 2016 года за Юдановой Е.С. закреплено жилое помещение по адресу: У*** область, Ч*** район, р.п.Ч***, ул. С***, д. ***. Решением комиссии Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 13 января 2017 года установлен факт невозможности проживания Юдановой Е.С. в ранее занимаемом жилом помещении по названному выше адресу. 24 января 2017 года Юданова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени Юданова Е.С. таким жилым помещением не обеспечена.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования и науки Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение истцу не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П Юданова Е.С., может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Юданова Е.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 07 марта 2008 года отец Юдановой Е.С. – Ю*** С.А. лишен родительских прав.

Мать Юдановой Е.С. – Е*** И.А. умерла *** года.

Постановлением Главы г. Ульяновска от 23 марта 2007 года № *** над несовершеннолетней Юдановой Е.С. была установлена опека.

Постановлением администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 27 декабря 2016 года за Юдановой Е.С. закреплено жилое помещение по адресу: г У*** область, Ч*** район, р.п. Ч***, ул. С***, д. ***. 

Решением комиссии Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 13 января 2017 года № *** установлен факт невозможности проживания Юдановой Е.С. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: У*** область, Ч*** район, р.п. Ч***, ул.С***, д. ***.

Иных жилых помещений в собственности, а равно в пользовании по договору социального найма Юданова Е.С. не имеет.

24 января 2017 года Юданова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени Юданова Е.С. жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области не обеспечена.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Юдановой Е.С., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Установленная постановлением Правительства Ульяновской области                   от 14 октября 2014 года № 466-П возможность получения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению истца из числа лиц указанной категории жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи