Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности по обеспечению жилым помещением
Документ от 25.09.2018, опубликован на сайте 01.10.2018 под номером 76023, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                   Дело № 33-4174/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             25 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Родионовой Алены Владимировны удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Родионову Алену Владимировну специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ч*** района У*** области.

В удовлетворении остальной части иска прокурора Чердаклинского района Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в интересах Чудайкиной  А.В. ( после регистрации брака Родионова) к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Ч*** районе У*** области.

Иск мотивирован тем, что прокурорской проверкой установлено, что Родионова (Чудайкина) А.В., *** года рождения относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленного жилого помещения не имеет. Она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. По итогам проведенных аукционов в июле 2016 года и в апреле 2017 года были заключены государственные контракты, после исполнения данных контрактов и оформления права собственности на квартиры Министерство будет предоставлять их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П Родионова (Чудайкина) А.В. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с приложением соответствующих документов.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие Родионовой А.В., представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Родионова А.В. (Чудайкина) является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать и отец лишены родительских прав.

В период с 31 августа 1998 года по 11 апреля 2001 года Чудайкина А.В. воспитывалась в О*** (л.д.22), а в  период с 11 апреля 2001 года по 20 августа 2002 года  в О*** (л.д.15).

Постановлением главы Чердаклинского района Ульяновской области №336 от 20 августа 2002 года в отношении несовершеннолетней Чудайкиной А.В. была учреждена  опека, опекуном назначена Я*** О.В. (л.д.16).

Постановлением администрации муниципального образования «Чердаклинский район» № 40 от 5 февраля 2007 года опекуном Чудайкиной А.В. была назначена Ч*** Л.М. (л.д.18), 31 августа 2010 года была установлена опека над истицей по договору о приемной семье, опекуном назначена С*** Р.С. (л.д.19).

В 1998 году Чудайкина А.В. была поставлена на первичный учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области 15 сентября 2016 года с правом предоставления жилого помещения в МО «Ч*** район» (л.д.9).

Истица с 2015 года по 30 июня 2017 года являлась учащейся О*** (л.д.25).

В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания №23 с 12 февраля 2016 года по 30 июня 2017 года зарегистрирована по месту пребывания: У*** область, С*** район р.п. С*** , ул. Р***, д.*** (л.д.11).

Жилых помещений в собственности, а равно в пользовании по договору социального найма не имеет.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истица не обеспечена жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Родионовой (Чудайкиной) А.В., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Установленная постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П возможность получения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению истицы из числа лиц указанной категории жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.04.2016                             № 7\141-П «О внесении изменений в постановление Правительства                       Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П» внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области»: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом «промышленности».

Таким образом, правильное наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2018 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решении наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: