У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Гаврилова Е.И.
Дело № 33а-3858/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
25 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В.,
Зуевой Н.В.,
при секретаре
Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области на решение Барышского городского суда
Ульяновской области от 9 июня 2018 года, по которому постановлено:
обязать Областное государственное автономное учреждение
социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п.Приозерный» и
Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской
области устранить нарушения действующего законодательства, а именно оборудовать
спальные комнаты корпуса № 7 для проживания не более 6 человек; укомплектовать
в спальную комнату № 2 корпуса № 7, шкафами для хранения домашней одежды, белья
и обуви; укомплектовать блоки жилых помещений холодильным оборудованием для хранения
скоропортящихся продуктов; обязать
произвести реконструкцию корпуса № 7 в соответствии с заключением ООО
«Спецпроектконструкция» о техническом состоянии строительных конструкций.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Барышского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и в защиту прав, свобод
и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОГАУСО «Психоневрологический
интернат в
п. Приозерный» и Министерству здравоохранения семьи и социального
благополучия Ульяновской области, указывая, что в ходе проведенной 09.01.2018
проверки выявлены нарушения п.п. 3.5, 5.1, 6.1, 7.3 СП 2.1.2.3358-16, п. 6.14 СанПиН
2.3.6.1079-01.
Также установлено, что
техническое состояние существующих строительных конструкций корпуса № 7,
элементы нижнего пояса и перекрытий крыши повреждены и находятся в
неработоспособном состоянии, а местами – в аварийном, что подтверждено
проведенным ООО «Спецпроектконстукция»
обследованием. Дальнейшая эксплуатация здания без проведения всех
мероприятий по усилению, восстановлению
несущих конструкций и инженерных систем может представлять угрозу для здоровья
и жизни находящихся в нем людей.
Прокурор просил обязать
ответчиков устранить нарушения действующего законодательства, а именно
оборудовать спальные комнаты корпуса № 7 для проживания не более 6
человек; укомплектовать спальную комнату № 2 корпуса № 7 шкафами
для хранения домашней одежды, белья и
обуви, а также блоки жилых помещений холодильным оборудованием для хранения
скоропортящихся продуктов, устранить
протечку кровли, отшелушивание краски с
потолка в комнатах № № 1, 2, произвести восстановление
плиточного покрытия в буфетной и в уборной, укомплектовать буфетную холодильным
оборудованием для хранения
скоропортящихся продуктов, оборудовать моечную ванну в буфетной корпуса №
7 гибким шлангом с душевой насадкой и
металлической сеткой с ручками для ополаскивания посуды а также обязать произвести
реконструкцию корпуса № 7 в соответствии с заключением ООО
«Спецпроектконструкция» о техническом
состоянии строительных конструкций.
Определением
суда от 9 июня 2018 года производство по
делу в части возложения обязанности
устранить протечку кровли, отшелушивание
краски с потолка в комнатах № № 1,2, произвести восстановление плиточного
покрытия в буфетной и в уборной,
укомплектовать буфетную холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов,
оборудовать моечную ванну в буфетной корпуса № 7 гибким шлангом с душевой насадкой и
металлической сеткой с ручками для ополаскивания посуды прекращено в связи с отказом истца от заявленного требования.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление по охране объектов культурного
наследия администрации Губернатора Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда,
считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В обоснование указывает, что ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п.
Приозерный» является государственным автономным учреждением и отвечает по
обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления
имуществом.
Финансовое обеспечение деятельности ОГАУСО «Психоневрологический
интернат в п. Приозерный» осуществляется за счет средств областного бюджета
Ульяновской области на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.
Учредителем учреждения является Ульяновская область в лице Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Здание ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Приозерный» является
объектом культурного наследия, принятого на государственную охрану. Для ремонта
и реконструкции таких объектов предусмотрены денежные средства в бюджете
региона, в связи с чем судом неверно был
определен ответчик по делу.
В судебное
заседание кроме прокурора
остальные участники не явились,
извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статья 42
Конституции Российской Федерации и статья 8
Федерального закона от 30.03.1999 №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляют право
граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания,
факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно
п. 7 ст. 9 Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг имеют
право на обеспечение условий пребывания в организациях социального
обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям,
а также на надлежащий уход.
Как
установлено судом, в ходе проведенной
09.01.2018 прокуратурой Барышского района проверки деятельности ОГАУСО «Психоневрологический интересант в п.
Приозерный» были выявлены нарушения
требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также
законодательства в сфере социального обслуживания населения, а именно: в спальных комнатах для
лиц, страдающих психическими расстройствами, при возможном проживании не более
6-ти человек в палате № 1 корпуса №7
проживает 20 человек, а в палате
№ 2 - 17 человек; в спальной комнате № 2
кроватей 17, тумбочек 10, жилые помещения практически не оборудованы шкафами
для хранения домашней одежды, белья и обуви; для хранения скоропортящихся
продуктов в блоках жилых помещений
холодильное оборудование отсутствует; элементы нижнего пояса здания и
перекрытий крыши повреждены и находятся в неработоспособном состоянии, а
местами – в аварийном.
Удовлетворяя требования прокурора Барышского
района, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения и на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по
устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ОГАУСО
«Психоневрологический интернат в п. Приозерный».
Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим
основаниям.
В
соответствии Уставом ОГАУСО
«Психоневрологический интернат в п. Приозерный»
учредителем учреждения является Ульяновская область, функции и
полномочия от имени которой осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и благополучия
Ульяновской области.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П,
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области
государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и
социальной защиты населения, государственной семейной политики и
демографической политики Российской Федерации.
В
области социального обслуживания населения на Министерство возложена
обязанность организовывать социальное обслуживание в Ульяновской области в
пределах полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального
обслуживания, предусмотренных Федеральным законом «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законами;
координировать деятельность поставщиков социальных услуг, общественных
организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального
обслуживания; устанавливать порядок расходования средств, образовавшихся в
результате взимания платы за предоставление социальных услуг, для организаций
социального обслуживания Ульяновской области; осуществлять иные полномочия в
сфере социального обслуживания в случаях, предусмотренных законодательством
(п.2.2.4).
В
соответствии с п. 2.2.19 указанного
Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета
Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и
приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество
взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
На основании приведенных обстоятельств и указанных норм
права, поскольку полномочия по финансированию мероприятий по устранению
нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п.
Приозерный» возложены на Министерство
здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, суд
правомерно обязал данного административного ответчика устранить
допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического
законодательства.
В силу изложенного, доводы Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что Министерство не
является надлежащим ответчиком по делу, не могут быть признаны состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п.
Приозерный» является объектом культурного наследия, принятого на
государственную охрану, а для ремонта и реконструкции таких объектов
предусмотрены денежные средства в бюджете региона, не могут повлечь отмену
состоявшегося решения.
Каких-либо требований прокурором к
Управлению по охране объектов культурного наследия администрации
Губернатора Ульяновской области не предъявлялось.
Кроме того, согласно распоряжения Правительства Ульяновской области № 277-пр от
26.06.2018 отказано во включении в
единый государственный реестр объектов
культурного наседания (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации выявленных объектов культурного наследия, в том числе здание главного корпуса винокуренного завода,
расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, пос.
Приозерный, ул. Больничная,1.
Учитывая изложенное,
решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 9
июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: