Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обязании провести капитальный ремонт
Документ от 11.09.2018, опубликован на сайте 21.09.2018 под номером 75798, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова Т.А.                                                                        Дело № 33-3553/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                11 сентября  2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Чурбановой Е.В., Парфеновой И.А.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Кузнецовой  Веры Михайловны к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дома удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска провести работы по капитальному ремонту в доме, расположенном по адресу: г.У***, улица ***, дом №***, а именно: внутридомовых сетей: электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, мусоропровода, капитальный ремонт системы противопожарного оборудования и дымоудаления, капитальный ремонт лифтовых шахт и замены лифтового оборудования, капитальный ремонт кровли, полный ремонт стен подъездных помещений, ремонт фасада,  подвального помещения, ремонт лестничных маршей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузнецова В.М. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дома.

В обоснование иска указала, что она является собственником квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в городе У***. Указанная квартира была ею приобретена в собственность ***.2005 на основании договора о передаче жилой площади в собственность граждан.

Вышеуказанный дом построен в 1983 году и в настоящее время находится в управлении ООО «УК «Галактика».

На момент приватизации истицей жилого помещения дом нуждался в капиталь­ном ремонте инженерных систем и конструктивных элементов (горячего, хо­лодного водоснабжения, канализации, центрального отопления, фасада, кровли и т.д.).

Кузнецова В.М. просила обязать администрацию города Ульяновска провести капитальный ремонт многоквартирного дома № *** по ул. *** в городе У***, а именно:  заменить существующие системы центрального отопления, горячего и холодного   водоснабжения      том   числе   с   обязательным   применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика, запретом на установку стальных труб); заменить лифты; отремонтировать мусоропроводы, установить систему пневматического мусороудаления; заменить сети электроснабжения на повышенное напряжение; осуществить ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; отремонтировать домофоны, электрические замки,  систему противопожарной автоматики  и дымоудаления, крышу, фасад, стыки зданий; организовать благоустройство дворовых  территорий (замощение, заасфальтирование, озеленение, устройство ограждений, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); осуществить утепление жилого дома  (работы по улучшению теплозащитных   свойств  ограждающих   конструкций,   устройство   оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров);  установить приборы учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, а также холодной и горячей воды на здание, поквартирные счетчики горячей и холодной воды (при замене сетей); взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО «ГУК Засвияжского района».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска не состоит в договорных отношениях с истицей, не является исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, а производство капитального ремонта не входит в полномочия администрации города.

Материалы дела не содержат доказательств того, что на момент приобретения истицей права собственности на квартиру № *** в доме № *** по ул. *** в городе У*** общее имущество дома нуждалось в проведении капитального ремонта.

Акт обследования жилого дома, составленный 10.05.2018 Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, не содержит сведений о нуждаемости дома № *** по ул. *** в городе У*** в проведении капитального ремонта.

Ссылается на то, что управляющие компании ОАО «ГУК Засвияжского района» и ООО «УК «Галактика» не производили текущий ремонт дома.

Собственники помещений многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. У*** не принимали на общем собрании решений о проведении его капитального ремонта.

Суд не принял во внимание то, что многоквартирный дом № *** по ул. *** в городе У*** включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на период с 2027-2029 годы.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ  основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке  является, в том числе нарушение или неправильное применение  норм материального права. Неправильным  применением норм материального права являются  также  неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению.

Кузнецова В.М. обратилась в суд с иском к  администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт инженерных систем, отдельных  элементов  многоквартирного дома, а также заменить лифтовое оборудование.

Рассмотрев заявленные исковые требования и удовлетворив их, суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства и не применил закон,  подлежащий применению – ст. 190.1 ЖК РФ – предусматривающий в развитие положений ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда  в РФ» определенный порядок проведения капитального ремонта, что является основанием к отмене судебного решения.    

Из материалов дела следует, что Кузнецова В.М.  на основании  договора передачи жилой площади в собственность № *** от ***.2005 является сособственником  квартиры № ***  в доме № *** по ул. Р***  в городе У***,  фактически проживает в указанном жилом помещении, что подтверждается справкой формы № 8, свидетельством на  право собственности *** №*** от ***.2005.

Многоквартирный дом №*** по адресу: г. У***, ул. ***, 12 этажный, двухподъездный, год ввода в эксплуатацию - 1983,общая площадь дома -7710,01 кв.м., общая площадь помещений-5516,21 кв.м.

Данный жилой дом находился в управлении ОАО «ГУК Засвияжского района»  с 01.12.2013 по 31.10.2017, а с 01.11.2017  управление домом осуществляет  ООО «УК «Галактика».

Согласно ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного  фонда в РФ, приватизация занимаемых гражданами жилых помещении в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с  настоящим Законом. При этом за бывшим  наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным  законодательством Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 «По делу о проверке конституционности положений части1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ  в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование  отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от  25.12.2012    № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей  жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим  образом исполнять вытекающую из данной статьи  публичную по своей правовой природе обязанность по  проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по  производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

При этом  на спорные правоотношения распространяются  также и положения ст. 190.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ.

Согласно ст. 2 данного вводного закона, статья 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» дополнена словами «в порядке, установленном  жилищным законодательством Российской Федерации».

Согласно ст. 3 Вводного закона, настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования – 20.12.2017.

Таким образом, на момент рассмотрения  настоящего дела данная норма распространялась на спорные правоотношения и подлежала применению.

В соответствии  с п.1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном  доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения не был, и при  условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта  не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества  в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме  выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являющиеся наймодателем (далее – бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно пункту 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества  многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилого фонда, действовавшими на указанную дату,  определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») п. 5.1 установлено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт  – 20 лет, отдельно минимальная продолжительность эффективной эксплуатации по элементам: водопровод и канализация -15 лет, горячее водоснабжение-15 лет, покрытия крыш из рулонных материалов -10 лет.

Как следует из инвентарного дела дом 1983 года постройки, техническая инвентаризация дома проводилось в 1988 году.

По запросу судебной коллегии Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска предоставлена информация, согласно которой  дата заключения первого договора приватизации квартиры в доме ***, по ул. ***, города У*** – 29.01.1993.

С учетом того, что с момента сдачи указанного дома в эксплуатацию и до даты приватизации первой квартиры прошло 10 лет, что значительно меньше минимальной продолжительности эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт, в том числе и эффективной эксплуатации отдельных элементов (водопровода, канализации, горячего водоснабжения и т.д.), доказательств того, что дом *** по ул. *** (его отдельные элементы) требовал капитального ремонта и был включен в соответствующую программу  в 1993 году, суду не представлено.

Не представлено доказательств и необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на 2005 год -  дату приватизации квартиры истицей.

Тот факт, что в настоящее время истек срок  эксплуатации здания, в том числе его отдельных элементов и инженерных систем, до капитального ремонта, установленный Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», а также нуждаемость в проведении капитального ремонта указанного дома, а именно: внутридомовых сетей: электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, мусоропровода, капитальный ремонт системы противопожарного оборудования и дымоудаления, капитальный ремонт лифтовых шахт и замены лифтового оборудования, капитальный ремонт крышного покрытия, полный ремонт стен подъездных помещений, ремонт фасада,  подвального помещения, ремонт лестничных маршей,  установленное  актом обследования жилого дома, проведенного главным специалистом-экспертом отдела надзора и лицензионного контроля за содержанием, использованием жилищного фонда Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора от 10.05.2018, актом  ОАО «ГУК Засвияжского района» общего (осеннего) осмотра здания от 13.08.2017 и заключением по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы №***, проведенного Испытательным центром ООО «Инженерный центр «ЭТУ ОПО» от 29.08.2017, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку не является основанием для возложения в настоящее время на администрацию города Ульяновска (бывшего наймодателя) обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома *** по ул. ***.

Так, в силу действующего жилищного законодательства  правовым основанием для возложения на бывшего наймодателя обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома является установленная необходимость такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Исходя из вышеизложенного исковые требования Кузнецовой В.М. к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома № *** по ул. ***, а именно:  заменить существующие системы центрального отопления, горячего и холодного   водоснабжения      том   числе   с   обязательным   применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика, запретом на установку стальных труб); заменить лифты; отремонтировать мусоропроводы, установить систему пневматического мусороудаления; заменить сети электроснабжения на повышенное напряжение; осуществить ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; отремонтировать домофоны, электрические замки,  систему противопожарной автоматики  и дымоудаления, крышу, фасад, стыки зданий; организовать благоустройство дворовых  территорий (замощение, заасфальтирование, озеленение, устройство ограждений, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); осуществить утепление жилого дома  (работы по улучшению теплозащитных   свойств  ограждающих   конструкций,   устройство   оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров);  установить приборы учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, а также холодной и горячей воды на здание, поквартирные счетчики горячей и холодной воды (при замене сетей), компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                      Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 мая 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Веры Михайловны к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома № *** по ул. ***, а именно:  заменить существующие системы центрального отопления, горячего и холодного   водоснабжения      том   числе   с   обязательным   применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика, запретом на установку стальных труб); заменить лифты; отремонтировать мусоропроводы, установить систему пневматического мусороудаления; заменить сети электроснабжения на повышенное напряжение; осуществить ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; отремонтировать домофоны, электрические замки,  систему противопожарной автоматики  и дымоудаления, крышу, фасад, стыки зданий; организовать благоустройство дворовых  территорий (замощение, заасфальтирование, озеленение, устройство ограждений, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); осуществить утепление жилого дома  (работы по улучшению теплозащитных   свойств  ограждающих   конструкций,   устройство   оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров);  установить приборы учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, а также холодной и горячей воды на здание, поквартирные счетчики горячей и холодной воды (при замене сетей), компенсации морального вреда отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: