Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 14.09.2018, опубликован на сайте 18.09.2018 под номером 75796, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-192/2018

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

14 сентября 2018 года                                                                            г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене пунктов 21, 22, 23 протокола о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва от 11 сентября 2018 г., об отмене в части постановления «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва» от 11 сентября 2018 г. № 57/393-6,

У С Т А Н О В И Л:

 

постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 г. № 576/89-5 на 9 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.

9 сентября 2018 г. в Ульяновской области состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области.

11 сентября 2018 г. Избирательной комиссией Ульяновской области подписан протокол о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу.

11 сентября 2018 г. Избирательной комиссией Ульяновской области принято постановление № 57/393-6 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва».

Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее также УОО ПП «КПРФ», административный истец) обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене пунктов 21, 22, 23 протокола о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва от 11 сентября 2018 г., об отмене в части постановления «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва»  от 11 сентября 2018 г. № 57/393-6.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что        9 сентября 2018 г. состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.

11 сентября 2018 г. Избирательной комиссией Ульяновской области подписан протокол о результатах выборов и принято постановление № 57/393-6 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва».

Методика распределения депутатских мандатов установлена статьей 75 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области». При реализации указанной нормы была допущена математическая ошибка, заключающаяся в неверном распределении одного депутатского мандата, распределенного политической партии ЛДПР, тогда как мандат должен быть распределен для политической партии КПРФ.

В судебном заседании представитель УОО ПП «КПРФ» Замалетдинов Р.Л. заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении доводам, дав аналогичные иску пояснения.

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В. в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что действительно при распределении депутатских мандатов была использована иная методика, нежели применимая при выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области и предусмотренная статьей 75 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г.            № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области», что привело к неправильному распределению депутатских мандатов партий КПРФ и ЛДПР. 

Представитель заинтересованного лица Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (УОО ПП Коммунистическая партия Коммунисты России) Травкин П.Д. заявленные требования считал подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Ульяновского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России (УРО ПП ЛДПР) Цибарков А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указывая на отсутствие для этого оснований.

Представитель заинтересованного лица Ульяновского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (УРО ВПП «Единая Россия») Исаев К.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, решение оставил на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего, что административные исковые заявления подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).

Подпунктом «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 и абзацем первым пункта 4 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Согласно пункту 16 статьи 35 Закона № 67-ФЗ не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В Законодательное Собрание Ульяновской области избирается 36 депутатов.    18 депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области избираются по одномандатным избирательным округам, 18 депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Статьей 75 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 102-ЗО               «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» (далее Закон № 102-ЗО) установлена методика пропорционального распределения депутатских мандатов.

Согласно части 1 статьи 75 Закона № 102-ЗО избирательная комиссия области подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по областному избирательному округу, отдельно по каждому областному списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) от 2 до числа депутатских мандатов, распределяемых по областному избирательному округу.

Частные, определенные с точностью до шестого знака после запятой, полученные после осуществления указанной в абзаце первом настоящей части процедуры деления по всем областным спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, располагаются в порядке убывания. В случае равенства числовых значений нескольких частных первым располагается частное областного списка кандидатов, получившего большее число голосов избирателей.

Частное, порядковый номер которого равен числу депутатских мандатов, распределяемых по областному избирательному округу, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим областным списком кандидатов.

Если в результате распределения депутатских мандатов областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, не получает ни одного депутатского мандата, то этому областному списку кандидатов передается последний подлежащий распределению депутатский мандат.

После распределения депутатских мандатов в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи, производится их распределение внутри каждого областного списка кандидатов между общеобластной частью областного списка кандидатов и территориальными группами кандидатов. В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общеобластную часть областного списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.

Оставшиеся после предоставления депутатских мандатов кандидатам из общеобластной части областного списка кандидатов депутатские мандаты, причитающиеся данному областному списку кандидатов, распределяются внутри областного списка кандидатов между территориальными группами кандидатов, в которых остались зарегистрированные кандидаты, следующим образом:

1) определяется число голосов, полученных областным списком кандидатов на территории, соответствующей территории одномандатного избирательного округа;

2) вычисляется доля (в процентах) числа голосов, указанного в пункте 1 настоящей части, в общем числе избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу на территории соответствующего одномандатного избирательного округа;

3) территориальные группы кандидатов располагаются в порядке убывания доли, указанной в пункте 2 настоящей части, и получают поочередно по одному мандату. При равенстве указанных долей преимущество отдается той территориальной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Оставшиеся после совершения указанных в части 5 настоящей статьи действий нераспределенными депутатские мандаты передаются территориальным группам кандидатов, в которых остались кандидаты, не получившие депутатские мандаты в порядке, установленном пунктом 3 части 5 настоящей статьи.

Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Законодательного Собрания (части 2-7 статьи 75 Закона № 102-ЗО).

В соответствии с установленной Законом № 102-ЗО методикой распределения депутатских мандатов общее число депутатских мандатов, которое должны получить списки избирательных объединений, составляет: Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России - 1 мандат, Ульяновское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - 7 мандатов, Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 8 мандатов, Ульяновское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России - 2 мандата.

Приведенные данные о количестве депутатских мандатов лицами, участвующими в деле, не оспаривались, подтверждены сведениями и расчетами, составленными с помощью Государственной автоматизированной системы «Выборы».

Между тем, судом установлено, что в соответствии с протоколом о результатах выборов (пункты 21, 22, 23) и постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. № 57/393-6 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва» по областному избирательному округу депутатские мандаты были распределены следующим образом:

- Всероссийская политическая партия «Единая Россия» - 7 мандатов (***, ***, ***, ***, ***, ***, ***);

- Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 7 мандатов (***, ***, ***, ***, ***, ***, ***);

- Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России - 3 мандата ***, ***, ***);

- Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России - 1 мандат (***).

Таким образом, установлено, что количество депутатских мандатов, причитающихся политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России, распределено неверно, с нарушением положений статьи 75 Закона № 102-ЗО.

Следовательно, исковые требования УОО ПП «КПРФ» заявлены обоснованно, а потому подлежат удовлетворению, следует отменить пункты 21, 22, 23 протокола Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу и постановление Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. № 57/393-6 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва» в части определения списка избранных депутатов по областному избирательному округу.

Позиция представителя УРО ПП ЛДПР, возражавшего против удовлетворения административного иска, по сути, сводится к несогласию с уменьшением количества депутатских мандатов, причитающихся политической партии ЛДПР, но такие доводы не могут быть признаны в качестве оснований для отказа в иске. При установлении факта распределения депутатских мандатов между политическими партиями вопреки требованиям закона несогласие представителя партии с уменьшением количества мандатов значения не имеет.

В связи с отменой результатов выборов на основании положений статьи 77 Закона № 67-ФЗ следует обязать Избирательную комиссию Ульяновской области повторно рассмотреть вопрос об определении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва в соответствии со статьей 75 Закона № 102-ЗО и внести изменения в протокол Избирательной комиссии Ульяновской области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу в части определения списка избранных депутатов по областному избирательному округу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Как указано в абзаце 1 статьи 73 Закона № 102-ЗО, на основании протокола Избирательной комиссии области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по областному избирательному округу и на основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по одномандатным избирательным округам Избирательная комиссия области не позднее чем через 15 дней со дня голосования определяет результаты выборов депутатов Законодательного Собрания.

Принимая во внимание, что выборы депутатов состоялись 9 сентября 2018 г., а результаты выборов должны быть определены не позднее 24 сентября 2018 г., учитывая отсутствие в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по рассматриваемому делу, суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению, поскольку замедление в исполнении причинит ущерб публичным интересам в области избирательных прав граждан.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

административное исковое заявление Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» удовлетворить.

Отменить пункты 21, 22, 23 протокола Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу.

Отменить постановление Избирательной комиссии Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. № 57/393-6 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва» в части определения списка избранных депутатов по областному избирательному округу.

Обязать Избирательную комиссию Ульяновской области повторно рассмотреть вопрос об определении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва в соответствии со статьей 75 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» и внести изменения в протокол Избирательной комиссии Ульяновской области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по областному избирательному округу в части определения списка избранных депутатов по областному избирательному округу.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

 

Судья                                                                                                 Н.А. Пулькина