Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 04.09.2018, опубликован на сайте 17.09.2018 под номером 75743, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                                Дело № 33-3697/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          4 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах Хафизова Рината Раисовича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Хафизова Рината Раисовича, *** года рождения, лекарственными препаратами *** в соответствии с рецептами серии 7318I1 №1000143158, 7318I1 №1000148593, *** в соответствии с рецептами серии 7318I1 №1000131175, 7318I1 №1000143154, 7318I1 №1000148592.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Сальникова А.А.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах Хафизова Р.Р. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-социального агентства» (далее – ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России) о возложении обязанности обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями, обеспечить медицинскими препаратами в соответствии с выписанными рецептами.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России допущено нарушение прав Хафизова Р.Р., относящегося к категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите государства.  Хафизов Р.Р. является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача для лечения имеющегося заболевания.  12.01.2018, 13.03.2018, 10.04.2018 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА  России Хафизову Р.Р. были выписаны рецепты соответственно серии 7318I1 №1000131175, 7318I1 №1000143154, 7318I1 №1000148592 для получения лекарственного препарата ***. 13.03.2018, 10.04.2018 были выписаны рецепты соответственно серии 7318I1 №1000143158, 7318I1 №1000148593 для получения лекарственного препарата ***. Указанные лекарственные препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 №2323-р.  При обращении в аптечные учреждения ОАО «УльяновскФармация», расположенные на территории г.Димитровграда, осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в выдаче было отказано по причине их отсутствия в наличии.  Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным.

По уточненным требованиям прокурор просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами *** и *** в соответствии с рецептами серии 7318I1 №1000131175, 7318I1 №1000143154, 7318I1 №1000148592, 7318I1 №1000143158, 7318I1 №1000148593.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные лекарственные препараты согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в соответствии с чем они не подлежат запасам впрок. 

Кроме того, считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Хафизов Р.Р., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Хафизов Р.Р. в связи с имеющимся заболеванием нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов *** и ***.

Хафизову Р.Р. 10.04.2018, 13.03.2018, и 12.01.2018 были выписаны рецепты на бесплатное получение указанных лекарственных препаратов.

Однако данными лекарственными препаратами Хафизов Р.Р.  по рецептам от 13.03.2018, 10.04.2018, 12.01.2018  до настоящего времени не обеспечен, что подтверждено представленным отчетом о получении  истцом лекарственных препаратов.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Хафизова Р.Р. лекарственными средствами: *** в соответствии с рецептами серии 7318I1 №1000143158 от 13.03.2018, 7318I1 №1000148593 от 10.04.2018, *** в соответствии с рецептами серии 7318I1 №1000131175 от 12.01.2018, 7318I1 №1000143154 от 13.03.2018, 7318I1 №1000148592 от 10.04.2018.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив государственный контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Хафизова Р.Р. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственным препаратом  было полным и невыдача указанных лекарственных средств  Хафизову Р.Р.  по предъявленным  им рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственными препаратами *** и *** носит постоянный характер,  соответственно обеспечение его  указанными препаратами по рецептам от 10.04.2018, 13.03.2018 и 12.01.2018   в текущем году  не приведет  к тому, что истец будет ими обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: