Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 04.09.2018, опубликован на сайте 13.09.2018 под номером 75668, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Власова Е.А.                                                                              Дело № 33-3698/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    4 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,         

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.,                

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 июня 2018 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Петруниной Светланы Геннадьевны удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в пользу Петруниной Светланы Геннадьевны денежные средства в размере 3304 (три тысячи триста четыре) рубля, затраченные  на приобретение лекарственного препарата ***. 

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Петрунину Светлану Геннадьевну лекарственным  препаратом *** в соответствии с рецептами серии  7317I1 №1000112156 от 27 сентября 2017 года (дозировка 400 мг №50, количество единиц 2), серии 7317I1 №1000123813 от 29 ноября 2017 года (дозировка 400 мг №50, количество единиц 2), серии 7318I1 №1000136606 от 07 февраля 2018 года (дозировка 400 мг №50, количество единиц 2).

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор г.Димитровграда в интересах Петруниной С.Г. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-социального агентства» (далее - ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России) об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что Петрунина С.Г. является инвалидом *** группы, страдает ***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 27 сентября, 29 ноября 2017 года, 07 февраля 2018 года Петруниной С.Г. лечащим врачом выписаны рецепты на получение лекарственного препарата ***, а 27 сентября, 16 октября, 29 ноября 2017 года -  на лекарственный препарат ***. При обращении в аптечные учреждения АО «УльяновскФармация», расположенные на территории г.Димитровграда, в выдаче лекарственных препаратов было отказано по причине их отсутствия. Петрунина С.Г. была вынуждена приобрести лекарственный препарат *** за счет собственных денежных средств, в связи с чем понесла расходы в сумме 3304 рубля. Просил взыскать с Министерства в пользу Петруниной С.Г. денежные средства в размере 3304 рубля, затраченные на приобретение лекарственного препарата ***; обязать Министерство обеспечить Петрунину С.Г. лекарственным препаратом *** в соответствии с рецептами лечащего врача.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «УльяновскФармация» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда в части возложения на Министерство обязанности обеспечить истца лекарственным препаратом по рецепту врача незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Петруниной С.Г. лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение медицинскими изделиями по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Петрунина С.Г., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также указывает на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Петрунина С.Г., *** года рождения, является инвалидом *** группы, ***, бессрочно, страдает заболеванием «***», с которым наблюдается в ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России, нуждается в приеме лекарственных препаратов *** и ***.

27 сентября, 29 ноября 2017 года, 07 февраля 2018 года Петруниной С.Г. лечащим врачом выписаны рецепты на получение лекарственного препарата ***, а 27 сентября, 16 октября, 29 ноября 2017 года -  на лекарственный препарат ***.

Названными лекарственными препаратами по указанным выше рецептам Петрунина С.Г. обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Петруниной С.Г. лекарственным препаратом ***, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Заболевание «***» включено в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Петруниной С.Г. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Петрунину С.Г. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится Петрунина С.Г.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Петруниной С.Г. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Петрунину С.Г. лекарственным препаратом в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи