Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Избирательное
Документ от 05.09.2018, опубликован на сайте 12.09.2018 под номером 75634, 2-я гражданская, об отказе в регистрации кандидатав депутаты Городской Думы г. Димитровграда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Инкин В.А.                                                                   Дело № 33а-4374/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                5 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Зуевой Н.В. и Трифоновой Т.П.,                ,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Башкирова Эдуарда Николаевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 августа 2018 года, по которому постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Башкирова Эдуарда Николаевича к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» о признании незаконным итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Башкирова Эдуарда Николаевича от 30 июля 2018 года, признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» от 02 августа 2018 года № 107/432-3 об отказе в регистрации Башкирову Эдуарду Николаевичу кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва  по одномандатному избирательному округу №3, понуждении территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» зарегистрировать Башкирова Эдуарда Николаевича кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва  по одномандатному избирательному округу № 3 отказать.

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения представителя территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Топталина А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 85/1020 от 20 июня 2018 года назначены выборы депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва на 9 сентября 2018 года.

Согласно постановлению избирательной комиссии Ульяновской области № 69/582-3 от 29 ноября 2006 года «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований Ульяновской области на территориальные избирательные комиссии Ульяновской области» полномочия избирательной комиссии города Димитровграда возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «город Димитровград».

Постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» № 84/259-3 от 21 июня 2018 года полномочия окружных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «город Димировград».

Постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» № 82/249-3 от 18 июня 2018 года установлено количество подписей избирателей (в абсолютном выражении), необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения. Согласно Приложению № 1 к указанному постановлению установлено для одномандатного избирательного округа № 3 количество подписей, необходимое для регистрации кандидата – 24, максимальное количество представляемых подписей избирателей – 28.

Башкиров Э.Н. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «города Димитровград».

В обоснование административного иска указал, что территориальная избирательная комиссия муниципального образования «город Димитровград»  2 августа 2018 года вынесла постановление № 107/432-3 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3. С данным постановлением он не согласен.

Указал, что в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей и в обжалуемом постановлении № 107/432-3 от 2 августа 2018 года имеются разногласия в количестве достоверных подписей.

Считает, что все подписные листы, представленные в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «город Димитровград», содержали сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, которых было достаточно для проведения проверки лица осуществлявшего сбор подписей на правоспособность и дееспособность данного лица для осуществления права сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты.

Просил суд признать незаконным итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Башкирова Эдуарда Николаевича от 30 июля 2018 года, признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» от 2 августа 2018 года №107/432-3 об отказе в регистрации Башкирову Э.Н. кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва  по одномандатному избирательному округу №3, обязать территориальную избирательную комиссию муниципального образования «город Димитровград» зарегистрировать Башкирова Э.Н. кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва  по одномандатному избирательному округу № 3.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Башкиров Э.Н., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, вынести новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что отказ в регистрации его как кандидата в депутаты городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3 является незаконным, необоснованным, нарушает его права.

Обращает внимание, что отсутствие даты выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей, на 13 подписных листах не может являться основанием для отказа в регистрации, поскольку на четырнадцатом подписном листе указаны все предусмотренные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в том числе, дата выдачи паспорта.

Полагает, что представление 14 подписных листов в прошитом, пронумерованном виде, в форме единого документа, содержащего на последнем 14 листе все необходимые сведения, в том числе, сведения о дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, полностью соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В заседание судебной коллегии не явился Башкиров Э.Н., о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Исходя из положений подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Указанное положение содержится также в пункте 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года       № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Аналогичная норма содержится в части 9 статьи 41 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Основания для признания подписей недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года  № 67-ФЗ.

Подпунктами «в», «е», «ж» указанного пункта установлено, что недействительными признаются:

- подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума

Аналогичные предписания закреплены в пунктах 2, 6, 7 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года           № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность депутатов представительного органа муниципального образования оформляются по форме согласно приложению 8 к указанному Федеральному закону.

В силу пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года    № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

В силу подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае:

- если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме;

- форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к настоящему Федеральному закону.

Из подстрочной сноски строки, удостоверяющей подписной лист, Приложения 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что лицо, удостоверяющее подписной лист, обязано указать, в том числе, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Аналогичные нормы содержится в пунктах 8, 9 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Как следует из материалов дела, 8 июня 2018 года принято постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» № 80/240-3 «О рабочей группе по приему и проверки документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «город Димитровград» при проведении выборов на территории муниципального образования «город Димитровград» в единый день голосования 9 сентября 2018 года».

24 июля 2018 года в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «город Димитровград» поступили документы для регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу   № 3 Башкирова Э.Н., в том числе 14 подписных листов, содержащих 28 подписей избирателей: по 2 подписи на каждом подписном листе.

Территориальной избирательной комиссией муниципального образования «город Димитровград» 30 июля 2018 года была проведена проверка 28 представленных кандидатом Башкировым Э.Н. подписей избирателей, собранных в его поддержку.

В результате проверки недействительными признаны 26 подписей, что составляет 92,9% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей.

Согласно итоговому протоколу от 30 июля 2018 года в результате проверочных мероприятий установлено:

- подпись избирателя в сроке 2 подписного листа № 1 содержит неоговоренные исправления в дате рождения избирателя;

-  в строке 1 подписного листа № 8 в дате проставления подписи избирателя имеется неоговоренное исправление;

-  в строке 1 подписного листа № 10 проставлена подпись избирателя, не зарегистрированного по округу № 3, что подтверждено справкой ОВМ МО МВД «Димитровградский»;

-    подпись избирателя в сроке 1 подписного листа № 13 содержит неоговоренные исправления в паспортных данных избирателя.

- в подписных листах №№ 1-13 не указана дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, - Башкирова Э.Н.

Постановлением территориальной избирательной комиссией муниципального образования «город Димитровград» № 107/432-3 от 2 августа 2018 года Башкирову Э.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3 отказано на основании пункта 1 статьи 38, подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, части 1 статьи 47, пункта 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проверил обоснованность отнесения подписей избирателей к недействительным, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам и пришел к правильному выводу о том, что действия территориальной избирательной комиссии, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом, в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.

Установив, что общее количество недействительных подписей избирателей составило 26 подписей из 28 собранных, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов административного истца о наличии оснований для отмены решения об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы о том, что представление           Башкировым Э.Н. 14 подписных листов в прошитом, пронумерованном виде, в форме единого документа, содержащего на последнем 14 листе все необходимые сведения, в том числе, сведения о дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, полностью соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, основан на неверном толковании норм материального закона.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает в том числе серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа.

Часть 8, 9 статьи 43 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года      № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» предусматривают, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Указанное заверение должно производиться после внесения подписей избирателей в подписной лист. При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

Как правильно указал суд первой инстанции, закон не предусматривает возможности выборочного заверения под­писных листов, прямо указывая на необходимость удостоверения каждого подписного листа личной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, а также устанавливая необходимость собственноручно внести в подписной лист необходимые сведения о себе, в том числе, дату выдачи паспорта, брошюрование осуществляется для представления подпис­ных листов в комиссию.

Поскольку предусмотренные пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основания для отмены постановления территориальной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» отсутствуют, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, в том числе, о признании незаконным итогового протокола проверки подписных листов, понуждении зарегистрировать Башкирова Э.Н. кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва  по одномандатному избирательному округу № 3, является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.

 

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкирова Эдуарда Николаевича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи