Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жилым помещением
Документ от 04.09.2018, опубликован на сайте 10.09.2018 под номером 75630, 2-я гражданская, об обязании включить в список нуждающихся в обеспечении жилым помещеним, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                           Дело № 33-3497/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          04 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре  Айзатулловой Ф.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Торгашевой Натальи Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении заявленных исковых требований Торгашевой Натальи Александровны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Торгашевой Н.А., ее представителя Котельникова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Торгашева Н.А.  обратилась в суд  с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановить срок для включения  в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Требования мотивировала тем, что в возрасте 12 лет осталась без попечения родителей, ее мать К*** В.В. умерла в *** году, отец К*** А.М. умер в *** году.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24 февраля 2000 года ее мать была лишена родительских прав, а отец отказался забрать детей, сославшись на отсутствие денежных средств на их содержание. *** года она вступила в брак с Т*** А.А., *** года родился сын Д***, позже решением суда от *** года брак был расторгнут. В настоящее время она жилого помещения не имеет.

Считает, что имеет право на защиту своих законных интересов в судебном порядке, поскольку органы опеки и попечительства должным образом не проконтролировали вопрос о включении её в список нуждающихся в получении жилья после вынесения судом решения 24 февраля 2000 года о лишении ее матери родительских прав, а она о данном праве  узнала только в августе 2017 года.

По уточненным требованиям истица просила восстановить срок для включения ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области; обязать ответчика включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

 

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.  

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Торгашева Н.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении её исковых требований в полном объёме. 

В обоснование жалобы указывает, что в возрасте 12 лет осталась без попечения родителей, мать была лишена родительских прав на основании судебного решения от 24.02.2000, затем в *** году умерла, отец умер в *** году. После принятия судом решения о лишении матери родительских прав ее органам опеки не передали, она осталась проживать в доме бабашки в с. Б***. Жилого помещения не имеет. *** вступила в брак с Торгашевым А.А., *** родился сын Д***, на основании судебного решения от *** брак был расторгнут. В настоящее время она осталась одна с ребенком, денежных средств на приобретение жилья не имеет. Полагает, что суд необоснованно отказал ей в удовлетворении заявленных требований.  Считает, что судом не было дано оценки её главному доводу о том, что  после лишения матери родительских прав ее не передали органам опеки и попечительства. Судом не дана оценка уважительности обстоятельств, при наличии которых она не была учтена в качестве нуждающихся в жилом помещении по достижению возраста 23 лет. Она была лишена социальной и правовой поддержки для обращения в соответствующие органы о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, самостоятельно реализовать свое право  не имела возможности, полагает данную причину уважительной.

 

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Торгашева Н.А., *** года рождения, родилась в с.С*** В*** района С*** области, ее мать К*** В.В. на основании  решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 24.02.2000 была лишена родительских прав, а в *** году умерла. Отец истицы К*** А.М. умер в *** году.

*** истица вступила в брак с Торгашевым А.А., *** родила сына Д***, на основании судебного решения от *** брак был расторгнут.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 19.02.2018 (протокол №3) Торгашевой Н.А. было отказано во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в связи с достижением возраста 23 лет.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Торгашевой Н.А. требований, исходя из того, что нереализованное право на обеспечение жильем она утратила по достижении 23 лет, поскольку до достижения указанного возраста с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленном порядке не обращалась.

Судебная коллегия  полагает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела видно, что Торгашева Н.А., *** года рождения, находилась в браке, родила ребенка, проживала в семье мужа, в настоящее время брак расторгла, однако в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган  не обращалась.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших  обращению Торгашевой Н.А. в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к тому, что после лишения матери родительских прав ее не передали органам опеки и попечительства, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения. Право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в названном законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Таким лицом истица как следует из материалов дела, признана не была. С заявлением о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым специализированным помещением из жилищного фонда Ульяновской области, истица обратилась по достижении ею 30 лет, т.е. на момент обращения Торгашева Н.А. утратил статус ребенка-сироты, комиссия обоснованно отказала ей в постановке на данный учет.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Торгашевой Н.А. не было известно о том, что на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением необходимо было встать до 23 лет, не  являются основанием к отмене судебного решения.

Так, исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона обеспечение жилой площадью лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет и окончании средней школы, является мерой социальной поддержки государства, направленной на обеспечение  данной категории лиц права на жилище.

В настоящее время данная мера социальной поддержки реализуется путем  предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период получения профессионального образования,  трудоустройства  и получения стабильного дохода жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Торгашевой Натальи Александровны  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: