Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Избирательное
Документ от 23.08.2018, опубликован на сайте 12.09.2018 под номером 75621, 2-я гражданская, о признании постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение четвертого созыва по Силикатненскому пятимандатному избирательному округу № 2 недействительным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Горбачева Т.Ю.                                                                       Дело № 33а-4184/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           23 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Зуевой Н.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Куршевой Любови Геннадьевны на решение Сенгилеевского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2018 года, по которому постановлено:

административный иск Куршевой Любови Геннадьевны об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 31 июля 2018 года «Об отказе в регистрации Куршевой Любови  Геннадьевне кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение четвертого созыва по Силикатненскому пятимандатному избирательному округу       № 2» без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения представителя территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» Гусева И.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Решением Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение третьего созыва от 19 июня 2018 года № 287 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области четвертого созыва на 9 сентября 2018 года.

Подпунктом «в» пункта 14 части 1 постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 марта 2005 года № 75/620-3 «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований городских, сельских поселений Ульяновской области на территориальные избирательные комиссии Ульяновской области» на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Сенгилеевский район» возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Силикатненское городское поселение» на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Сенгилеевский район».

Постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» от 19 июня 2018 года № 65/274-3 полномочия окружных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории муниципального образования «Сенгилеевский район» 9 сентября 2018 года возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Сенгилеевский район». 

Куршева Л.Г. 25 июля 2018 года обратилась в установленном порядке в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Сенгилеевский район», представив предусмотренные законодательством документы для регистрации в качестве кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области четвертого созыва по Силикатненскому пятимандатному избирательному округу № 2, в том числе два подписных листа, содержащих 17 подписей избирателей.  

Постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» от 31 июля 2018 года № 77/433-3 отказано в регистрации Куршевой Л.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области четвертого созыва по Силикатненскому пятимандатному избирательному округу № 2 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Куршева Л.Г. обратилась в суд с административным иском об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 31 июля 2018 года № 77/433-3, указывая при этом об отсутствии объективных препятствий для ее регистрации в качестве кандидата в депутаты, поскольку в распоряжении избирательной комиссии она представила все документы, необходимые для осуществления регистрации. Неоговоренного исправления в подписных листах не имеется.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Куршева Л.Г., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что в заверительной записи подписного листа № 1 в паспортных данных кандидата имеется неоговоренное исправление номера паспорта гражданина Российской Федерации, препятствующее однозначному прочтению указанных данных, противоречит материалам дела и имеющимся доказательствам, поскольку в номере паспорта указана цифра «9» и никаких исправлений в номере паспорта не имеется. Судом по вопросу наличия исправления цифры «9» на цифру «8» не назначалась экспертиза, в связи с чем суд, не располагая специальными познаниями не имел возможности сделать какие-либо выводы на наличие или отсутствие исправления.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район», прокурор Сенгилеевского района просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии Куршева Л.Г. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено данное решение, если будет установлено, что указанное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 этого же федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.

В соответствии подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), является основанием отказа в регистрации кандидата.

Указанное положение содержится также в пункте 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Аналогичная норма содержится в части 9 статьи 41 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года           № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность депутатов представительного органа муниципального образования оформляются по форме согласно приложению 8 к указанному Федеральному закону.

В силу пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

В силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Как следует из материалов дела, 25.07.2018 года кандидат Куршева Л.Г. представила в Территориальную избирательную комиссию документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата. В поддержку выдвижения кандидата представлена одна папка, содержащая два подписных листа, в которых заявлено 17 подписей избирателей.

27.07.2018 года избирательной комиссией проведена проверка представленных кандидатом подписных листов. По итогам проверки были составлены ведомость проверки подписных листов и протокол об итогах их проверки.

Из протокола и оспариваемого административным истцом постановления следует, что в ходе проведения проверки представленных подписных листов достоверными и действительными признано 3 подписи избирателей, составляющих 21,42% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей, недостоверными и (или) недействительными признано 11 подписей избирателей, составляющих 78,58% от общего количества подлежащих проверке подписей избирателей.

Из возражений на административное исковое заявление, пояснений представителей территориальной избирательной комиссии как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции следует, что основанием для отказа в регистрации Куршевой Л.Г. послужило то, что в заверительной записи подписного листа № 1 в паспортных данных имеется не оговоренное кандидатом исправление реквизитов паспорта гражданина Российской Федерации, а именно цифры «9» в номере паспорта на цифру «8».

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в заверительной  записи подписного листа № 1 в паспортных данных кандидата имеется не оговоренное кандидатом исправление реквизитов паспорта гражданина Российской Федерации, препятствующее однозначному прочтению указанных данных, что согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» влечет недействительность всех подписей избирателей.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку из заверительной записи подлинника подписного листа № 1, представленного в заседание суда апелляционной инстанции, не усматривается наличие каких-либо исправлений, не оговоренных кандидатом. Серия и номер паспорта кандидата, содержащие цифры «7303 912004» не свидетельствуют о том, что кандидат имел намерение исправить правильную цифру в номере паспорта «9» на неправильную цифру «8». Паспортные данные кандидата, указанные в заверительной записи, соответствуют ее действительным паспортным данным.

Таким образом, у территориальной избирательной комиссии не имелось оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписном листе № 1 на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  пункта 8 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ОЗ «О выдвижении депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» по причине не оговоренного кандидатом исправления в номере паспорта гражданина Российской Федерации цифры «9» на цифру «8».

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 40 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.

Принимая во внимание, что поводом для отказа в регистрации кандидата Куршевой Л.Г. послужил один лишь факт наличия специально не оговоренного исправления в паспортных данных кандидата, судебная коллегия считает необходимым, отменив решение суда первой инстанции и признав решение территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 31 июля 2018 года № 77/433-3 незаконным, возложить на нее обязанность вернуться к рассмотрению вопроса о регистрации Куршевой Л.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение четвертого созыва по Силикатненскому пятимандатному избирательному округу № 2.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Куршевой Любови Геннадьевны об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 31 июля 2018 года № 77/433-3 удовлетворить.

Постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 31 июля 2018 года № 77/433-3 «Об отказе в регистрации Куршевой Любови  Геннадьевне кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение четвертого созыва по Силикатненскому пятимандатному избирательному округу № 2» отменить.

Возложить на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Куршевой Любови  Геннадьевны кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение четвертого созыва по Силикатненскому пятимандатному избирательному округу № 2.

 

Председательствующий

 

Судьи