Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Избирательное
Документ от 03.09.2018, опубликован на сайте 12.09.2018 под номером 75620, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-176/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

03 сентября 2018 года                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Данилова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по Чердаклинскому одномандатному избирательному округу № 7 Чепухина Александра Викторовича,

 

УСТАНОВИЛ:

 

постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 года № 576/89-5 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.

18 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 43/308-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия». В территориальной группе № 7 указанного списка под № 1 зарегистрирован Чепухин А.В.

22 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 45/320-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по Чердаклинскому одномандатному избирательному округу № 7 Чепухина А.В. на основании пункта 9 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Указывает на нарушение кандидатом в депутаты Чепухиным А.В. положений пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года         № 67-ФЗ, ссылаясь на данные со страницы Чепухина А.В. в социальных сетях Интернет «Одноклассники», свидетельствующие о том, что кандидат      Чепухин А.В. в период избирательной компании, представляясь и используя статус председателя Общественной палаты Ульяновской области, при встречах с избирателями осуществлял их подкуп посредством обещания передачи им денежных средств и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, а именно Чепухиным А.В. обещано:

- в с. Большая Кандала Старомайнского района (19.07.2018) –  помощь в ремонте медпункта, строительстве дороги, переоборудовании системы отопления в школе;

- в с. Новиковка Старомайнского района (без указания даты) – установка новых окон в школе;

- в с. Дмитриево Помряскино Старомайнского района (17.07.2018) –реагент для очистки воды, содействие в ремонте школы;

- в с. Красная Река Старомайнского района (без указания даты) – помощь в получении денег на строительство стадиона, покупку костюмов для танцевальной группы клуба;

- в с. Прибрежное Старомайнского района (18.07.2018) – помощь в получении денег на замену труб на теплотрассе к клубу;

- в с. Шмелевка Старомайнского района (22.07.2018) –веранда для детского сада, беседка около клуба;

- в с. Еремкино Чердаклинского района (без указания даты) – помощь в строительстве нового дома;

- в с. Енганаево Чердаклинского района (17.07.2018) – беседка для детского сада, обещано и передано жителю села Енганаево (женщине) деньги в сумме 100 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца       Зызина А.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель административного ответчика Исаев К.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснив о недопущении Чепухиным А.В. нарушений избирательного законодательства Российской Федерации.

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В. в судебном заседании считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия нарушений требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Чепухина А.В.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей и исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом «в», «д», «з» или «и» пункта 7 настоящей статьи, либо в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «а», «б», «в», «г» или «е» пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Положениями пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплен запрет кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:

подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;

совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;

позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

Из анализа приведенных положений следует, что действия кандидатов в качестве подкупа избирателей могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата либо ставились в зависимость от результатов выборов.

Вместе с тем в ходе разбирательства фактов нарушения кандидатом Чепухиным А.В. избирательного законодательства, выразившегося в подкупе избирателей посредством обещания передачи им денежных средств и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, не установлено.

Судом установлено, что Чепухин А.В. является председателем Общественной палаты Ульяновской области.

Согласно статье 2 Закона Ульяновской области от 23.12.2016 № 202-ЗО «Об Общественной палате Ульяновской области» общественная палата является независимым органом, обеспечивающим в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области (далее - граждане), и некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области (далее - некоммерческие организации), с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления, находящимися на территории Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления), в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории Ульяновской области.

Как следует из пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

При рассмотрении дела установлено, что при проведении своей избирательной кампании кандидат Чепухин А.В., являющийся при этом председателем Общественной палаты Ульяновской области, не совершал действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 40 указанного Федерального закона. Кроме того, Общественная палата Ульяновской области является независимым органом, не относится к государственным и муниципальным органам, обеспечивает взаимодействие населения Ульяновской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления, находящимися на территории Ульяновской области.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что при осуществлении полномочий председателя Общественной палаты Ульяновской области производилась раздача агитационных материалов, осуществлялась устная агитация за кандидата в депутаты Чепухина А.В., административным истцом суду представлено не было.

Из содержания представленных скрин-шотов со страницы Чепухина А.В. в социальных сетях Интернет «Одноклассники», пояснений сторон, представленных в суд документов следует, что в рамках федерального проекта «#чтонетак?» согласно утвержденному графику реализации проекта в указанных в административном иске населенных пунктах осуществлялись встречи председателя Общественной палаты Ульяновской области         Чепухина А.В. с жителями. При этом размещаемая Чепухиным А.В. в социальной сети «Одноклассники» информация о проведении указанных встреч освещает его деятельность как председателя Общественной палаты Ульяновской области и, в свою очередь, не содержит указания на статус Чепухина А.В. как кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, не содержит доказательств проведения в рамках указанных встреч предвыборной агитации.

Представленные в материалы дела письменные доказательства свидетельствуют о том, что встречи с жителями населенных пунктов Чепухиным А.В. проводились в статусе председателя Общественной палаты Ульяновской области на основании утвержденного графика, целью которого являются согласно представленным документам выявление существующих проблем населенных пунктов Ульяновской области и решение их посредством реализации федерального проекта «#чтонетак?».      

Достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что Чепухин А.В. принимал участие в указанных встречах с целью воздействия на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств или других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, суду не представлено.

Вывод об отсутствии в действиях зарегистрированного кандидата Чепухина А.В. нарушений положений законодательства о выборах, являющихся в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями для отмены регистрации кандидата, подтверждается также результатами проведенной территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Чердаклинский район» проверки по жалобам ***, указывающего на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении.

Не подтверждены доводы административного истца и показаниями опрошенных по его инициативе свидетелей ***, ***, которые также пояснили, что Чепухин А.В. присутствовал на встречах с жителями населенных пунктов и представлялся как председатель Общественной палаты Ульяновской области, агитационная деятельность им в рамках указанных встреч не велась. При этом пояснения свидетеля         *** о скрытом характере встреч с избирателями в целях агитации голосовать на выборах за Чепухина А.В. являются лишь его домыслами, поскольку прямых доказательств этому не представлено, и не могут быть расценены как обстоятельства, свидетельствующие о подкупе кандидатом Чепухиным А.В. избирателей.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах, отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе этим лицам в реализации пассивного избирательного права, суд полагает, что при отсутствии достоверных доказательств факта подкупа избирателей кандидатом Чепухиным А.В. или уполномоченными им лицами, административное исковое заявление об отмене его регистрации по этому основанию не может быть удовлетворено.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении административного иска Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва по Чердаклинскому одномандатному избирательному округу № 7 Чепухина Александра Викторовича отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

 

Судья:                                                                                   Н.В.Зуева