Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 21.08.2018, опубликован на сайте 04.09.2018 под номером 75445, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                           УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                    Дело № 33-3394/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             21 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 марта 2018 года, с учётом определения того же суда от 07 июня 2018 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского  района города Ульяновска, действующего в интересах  Б*** А*** И***   -  удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить  Б*** А*** И***,  ***    года рождения,   медицинскими изделиями – *** по выписанному  рецепту  от 11.12.2017  года.

В остальной части иска, в иске к Государственному  учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»   - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор  Засвияжского  района г.Ульяновска обратился в суд с иском в  интересах  Б***  А.И. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» об обеспечении медицинскими изделиями.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Засвияжского  района г. Ульяновска проведена проверка по обращению матери несовершеннолетнего Б***  А.И., *** года рождения – Брындиной С.В. о нарушении  прав несовершеннолетнего по обеспечению бесплатными *** для измерения уровня глюкозы в крови.

Несовершеннолетний Б*** А.И., *** года рождения является ребенком-инвалидом, страдает ***.  В соответствии с действующим законодательством  дети  первых трех лет жизни, а также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет отнесены к группе населения, которым все лекарственные средства предоставляются  бесплатно.

В ходе проведения проверки установлено, что несовершеннолетний Б*** А.И. наблюдается в поликлинике №6 ГУЗ «Детская  городская клиническая больница города Ульяновска» с диагнозом: ***.

Согласно назначениям врача несовершеннолетний  Б***  А.И.  нуждается в обеспечении ***  4 раза в день, то есть  в размере 1460 *** в год.

Однако, бесплатный рецепт на указанное изделие, выписанный ГУЗ «Детская городская  клиническая больница» 11.12.2017 года  на 100  ***, аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечен не был.

Кроме того, лечащим врачом  больницы в 2017 году льготные рецепты на *** *** несовершеннолетнему   выписывались  в количестве 100 штук ежемесячно, то есть  за период с января 2017 года по декабрь 2017  года  выписано рецептов на 1 200 ***, тогда как необходимо выписать 1 460 ***.

Таким образом, Б*** А.И. в 2017 году не  обеспечен *** по бесплатным рецептам в количестве 260 штук. 

По уточненным требованиям просит обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнего Б***  А.И.  ***  в количестве 100 штук по рецепту от 11.12.2017 года,  обязать Государственное   учреждение  здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписать Б*** А.И., *** года рождения  бесплатные рецепты на  ***  в количестве  260 штук за период с января по декабрь 2017 года,  обязать  больницу выписывать  Б*** А.И.  бесплатные  рецепты на *** в соответствии с назначениями врачей  в количестве  4 штук в день.  

 

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены - Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «Ульяновск-Фармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались изделия медицинского назначения по  соответствующим государственным  контрактам.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и выписывание медицинских изделий производится только лечащим врачом. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что необеспечение истца спорными медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу медицинские изделия.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами, медицинскими изделиями.

Также указывает на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарственными препаратами по рецептам, выписанным в 2017 году, по причине завершения 2017 финансового года.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор  просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Б*** А.И., *** года рождения, является ребенком инвалидом, состоит в региональном регистре, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница» с диагнозом: ***.

11 декабря 2017 года лечащим врачом Б*** А.И. был выписан рецепт на бесплатное получение медицинских изделий – *** в количестве двух упаковок (л.д.52).

Названными изделиями медицинского назначения по указанному выше рецепту Б*** А.И. обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего Б*** А.И. изделиями медицинского назначения по рецепту от 11.12.2017, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми изделиями медицинского назначения свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и такое заболевания, как  «***» с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств, ***.

 

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения несовершеннолетнего Б*** А.И. бесплатно на период амбулаторного лечения изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении изделий медицинского назначения может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных изделиях медицинского назначения.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить несовершеннолетнего Б*** А.И. изделиями медицинского назначения по конкретному рецепту врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и  изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетний Б*** А.И.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить несовершеннолетнего Б*** А.И. изделиями медицинского назначения по рецепту от 11.12.2017 в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» обязанности выписать несовершеннолетнему Б*** А.И. рецепты на получение *** за 2017 год в сумме 260 штук суд первой инстанции установил, что истцу данным ответчиком выписывались рецепты на получение *** в необходимом объеме как в 2017 году, так и в настоящее время в связи с чем не установил правовых оснований для возложения такой обязанности в судебном порядке. Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 марта 2018 года, с учётом определения того же суда от 07 июня 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: