УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Андреева Н.А. Дело № 33-3469/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 августа 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 мая 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора Мелекесского
района Ульяновской области
в интересах Загребиной Татьяны Сергеевны удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по
своевременному обеспечению Загребиной Татьяны Сергеевны жилым помещением
по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области обеспечить Загребину Татьяну Сергеевну
жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения на
территории р.п.Н*** М*** района У*** области.
В удовлетворении исковых требований к отделу опеки и
попечительства администрации муниципального образования «Мелекесский район»
отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора
Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Мелекесского района Ульяновской
области в интересах Загребиной Т.С.
обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее –
Министерство), отделу опеки и попечительства Управления образования
администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании
бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению жилым помещением
по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Загребина Т.С.
относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилых помещений в собственности истец не имеет. 05 марта 2015 года Загребина
Т.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади, в связи с чем, подлежит
обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Ульяновской
области, однако до настоящего времени такое жилое помещение ей не предоставлено.
Просил признать незаконным бездействие Министерства, отдела опеки и
попечительства Управления образования администрации муниципального образования
«Мелекесский район» по своевременному обеспечению Загребиной Т.С.
жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения;
обязать Министерство обеспечить Загребину Т.С.
жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения
на территории р.п. Н*** М*** района У*** области.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с
решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение истцу не
предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде
Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Загребиной Т.С. первоочередного права на
получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права
других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит
решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации
предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает
Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к
предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что
предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции
государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Загребина Т.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Одинокая мать истца решением Сурского районного суда
Ульяновской области от 10 ноября 2002 года была ограничена в родительских
правах.
На основании постановления Главы Сурского района Ульяновской
области от 15 декабря 2002 года № 446 Загребина Т.С. была направлена в детское
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; за истцом сохранено право на жилое помещение по адресу: У*** область,
С*** район, с. Н***, ул. Ж***, дом ***, кв. ***.
Заключением межведомственной комиссии от 26 ноября 2010 года
данное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Иных
жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма
Загребина Т.С. не имеет.
На
период с 2017 года по 30 августа 2018 года Загребина Т.С. зарегистрирована по
месту пребывания по адресу: У*** область, М*** район, с. Р***, ул. Ш***, д. ***.
05
марта 2015 года Загребина Т.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение
ей не предоставлено.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что
истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые
требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в
интересах Загребиной Т.С., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью
соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая
правовая оценка.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции
Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон
о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального
закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории
граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 мая 2018 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи