Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О разработке паспорта безопасности объекта
Документ от 21.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75277, 2-я гражданская, Об обязании разработать и составить паспорт безопасности объекта массового пребывания людей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                                        Дело № 33а-3462/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      21августа 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Ульяновского транспортного прокурора на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 мая 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 июня 2018 года, по которому постановлено:

 

Уточненные административные исковые требования Ульяновского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Димитровграда включить в перечень мест массового пребывания людей в пределах территории города Димитровграда Ульяновской области объект массового пребывания людей – привокзальную площадь железнодорожного вокзала станции «Димитровград».

Возложить на администрацию города Димитровграда разработать и составить паспорт безопасности объекта массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Димитровград».

В остальной части уточненных административных исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя открытого  акционерного общества «Российские железные дороги» Васильева В.М., не согласившегося с апелляционным представлением, полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя администрации города Димитровграда Ульяновской области Шулимовой О.В., указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения требований Ульяновского транспортного прокурора, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Димитровграда, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о внесении изменений в перечень мест массового пребывания людей в пределах территории города Димитровграда Ульяновской области, возложении обязанности разработать и составить паспорт безопасности объекта массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Димитровград», обязать оборудовать объект массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Димитровград» системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения администрацией города Димитровграда и ОАО «РЖД» законодательства о противодействии терроризму было выявлено, что административные ответчики уклоняются от разработки и составления паспорта безопасности объекта массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала «Димитровград», а также от оборудования указанного места массового пребывания людей системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения. Указанные нарушения негативно влияют на уровень антитеррористической защищенности объекта массового пребывания людей, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц отдел в г.Димитровграде УФСБ России по Ульяновской области, межмуниципальный отдел МВД России «Димитровградский», Димитровградский отдел вневедомственной охраны- филиал ФГКУ УВО ВНГ России по Ульяновской области, отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Ульяновской области.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Ульяновский транспортный прокурор не соглашается с решением суда и просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований об оборудовании объекта массового пребывания людей - привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Димитровград» системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения в соответствии с положениями п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и принять в данной части новое решение.

Не соглашается с выводом суда о том, что на момент вынесения судом решения не истек двухгодичный срок с момента составления акта обследования и категорирования места массового пребывания людей – привокзальной площади «Димитровград», поскольку обязанность по его обследованию и категорированию возникла у администрации города Димитровграда в 2015 году, с даты принятия указанного выше постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272.

В возражениях на апелляционное представление ОАО «РЖД» считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционное представление Ульяновского транспортного прокурора – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец и представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее – Требования) утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей и другие требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В соответствии с разделом 1 названных Требований исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяется перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

Согласно п.8, п.9 Требований для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей.

Данная межведомственная комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей.

Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

В состав комиссии включаются правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию), территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

Обследование места массового пребывания людей осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня создания комиссии.

В соответствии с п. 13 Требований результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в произвольной форме, содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении месту массового пребывания людей соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с указанными Требованиями.

Пунктом 14 Требований установлено, что на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Указанные нормы закреплены и в Положении о межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей на территории города Димитровграда Ульяновской области, утвержденном постановлением Главы города Димитровграда Ульяновской области от 27.03.2017 № 99, согласно которому составление акта обследования и категорирования места массового пребывания людей и паспорта безопасности места массового пребывания людей относится к основным функциям межведомственной комиссии, созданной при администрации города Димитровграда.

Ранее аналогичные нормы содержались в постановлении Главы города Димитровграда от 25.02.2016 № 29 «О межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей на территории города Димитровграда Ульяновской области» (признано недействующим в связи с принятием постановления от 27.03.2017 № 99).

Как установлено судом, привокзальная площадь железнодорожного вокзала станции «Димитровград» была включена в перечень мест массового пребывания людей в пределах территории города Димитровграда Ульяновской области, утвержденный главой администрации города Димитровграда Ульяновской области 26.04.2017.

26.04.2017 межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей на территории г.Димитровграда Ульяновской области утвержден акт обследования и категорирования места массового пребывания людей – привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Димитровград», которым объекту установлена третья категория опасности. В качестве мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности места массового пребывания людей в акте указано на необходимость разработки паспорта безопасности объекта.

22.02.2018 главой администрации города Димитровграда был утвержден новый перечень мест массового пребывания людей в пределах территории города Димитровграда, в который не включена привокзальная площадь железнодорожного вокзала станции «Димитровград».

Суд первой инстанции правомерно признал названный перечень в части невключения в него привокзальной площади, незаконным, противоречащим акту обследования и категорирования места массового пребывания людей от 26.04.2017, которым установлено, что привокзальная площадь железнодорожного вокзала станции «Димитровград» является местом массового пребывания людей третьей категории.

Включение привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Димитровград» в перечень мест массового пребывания людей отвечает основным критериям антитеррористической защищенности объекта (территории), содержащимся в п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», согласно которому под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Принимая во внимание то обстоятельство, что названный объект был изначально 26.04.2017 включен в перечень мест массового пребывания людей в пределах территории города Димитровграда Ульяновской области, и в отношении него проведено в установленном порядке обследование и категорирование объекта с составлением акта от 26.04.2017, межведомственная комиссия в соответствии с п. 14 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272, должна была в течение 30 дней с даты составления акта составить паспорт безопасности места массового пребывания людей, чего сделано не было.

Возложение судом на администрацию города Димитровграда обязанности по разработке и составлению паспорта безопасности объекта массового пребывания людей является правильным, поскольку основано на законе.

Решение суда в части отказа в удовлетворения требований прокурора об оборудовании объекта массового пребывания людей инженерно-техническими средствами в соответствии с паспортом безопасности объекта является правильным, так как в отсутствие паспорта безопасности, изготовление которого возложено на администрацию города Димитровграда, исполнение ответчиком ОАО «РЖД» данного требования не представляется возможным.

Кроме того, согласно п.21, п.22 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается межведомственной комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать двух лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Принимая во внимание, что законом установлен двухлетний срок для выполнения предусмотренных паспортом безопасности объекта мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, вывод суда о том, что требование прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности по выполнению указанных мероприятий заявлено преждевременно, является правильным.

Довод прокурора в апелляционном представлении о том, что двухлетний срок следует исчислять с даты принятия постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку объем мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Димитровград» определяется паспортом безопасности объекта, который в настоящее время не разработан и не утвержден.

Судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам.

Оснований для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционном представлении и направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 мая 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 июня 2018 года, оставить без изменения, апелляционное представление Ульяновского транспортного прокурора - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи