Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание коммунальных платежей
Документ от 17.08.2018, опубликован на сайте 29.08.2018 под номером 75264, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам

Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 02.04.2019 под номером 79770, 2-я гражданская, о защите прав потребителей (о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам), отказано

Дополнительное решение

Документ от 17.08.2018, опубликован на сайте 29.08.2018 под номером 75266, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Климонтова Е.В.                                                                  Дело № 33-3182/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     17  августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Костюниной Н.В.,  

судей Кинчаровой О.Е., Костенко А.П.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Митягина Николая Александровича, Митягиной Анны Ильиничны на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Митягина Николая Александровича и Митягиной Анны Ильиничны удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Уютный Дом» в пользу Митягина Николая Александровича компенсацию морального вреда в размере 1500 руб., штраф в размере 750 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Уютный Дом» в пользу Митягиной Анны Ильиничны компенсацию морального вреда в размере 1500 руб., штраф в размере 750 руб.

В удовлетворении исковых требований Митягина Николая Александровича и Митягиной Анны Ильиничны в остальной части, в том числе к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр – Ульяновск», отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Уютный Дом» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 600 руб.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения Митягина Н.А., Митягиной А.И., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя ООО «Региональный информационный центр – Ульяновск» Ивановой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Митягин Н.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Уютный Дом» (ООО «ГК «Уютный Дом»), обществу с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр – Ульяновск» (ООО «РИЦ-Ульяновск») о защите прав потребителей.

В обоснование исковых требований указал, что дом № *** по пр. Л*** в г.У*** находится с 01.02.2015 в управлении ООО «ГК «Уютный Дом», который ненадлежащим образом оказывает услугу по управлению многоквартирным домом, поскольку на протяжении трех лет отказывается от предоставления показаний общедомовых приборов учета, сведений о площадях дома, применяет завышенные нормативы на содержание общедомового имущества, не указывает потребление ГВС, ХВС, электроэнергии в нежилых помещениях, в результате чего ответчиками излишне начисляется плата за ОДН.

ООО «РИЦ-Ульяновск» также ненадлежащим образом оказывает услугу по формированию платежных документов и предоставлении информации о коммунальных платежах, поскольку в платежных документах не указываются расчеты по ОДН.

С учетом уточненных требований просил суд обязать надлежащего ответчика исполнить требования ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 31 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 и выдать ему в письменном виде показания общедомового прибора теплового учета с 01.02.2015 по 31.01.2018 (количество тепла, температура, объем теплоносителя во всех трубопроводах), показания счетчика холодного водоснабжения и электросчетчика;  обязать ответчиков выдать в письменном виде информацию о распределении ГВС, ХВС, электроэнергии по жилым, нежилым помещениям и техническому оборудованию в доме и техническому оборудованию, включая потребление насосным оборудованием ГВС и ХВС и электронно-вычислительным оборудованием интернет - фирм; предоставить в письменном виде информацию, заверенную печатью и подписью руководителя юридического лица о площадях дома, о том, с какой целью уменьшена площадь дома в расчетах по коммунальным начислениям до 9488,09 кв.м; о сумме необоснованного обогащения, полученного в результате уменьшения площади дома до 9488,09 кв.м, по его квартире и по дому в целом; о неисполнении п. 44 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 и начислении с 2017 энергоресурсов на содержание мест общего пользования по нормативам, при наличии общедомовых счётчиков; предоставить информацию с какой целью при наличии прибора учета начисления по теплоснабжению производились по нормативу за ноябрь 2015 года, январь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года, январь, февраль 2017 года; почему увеличилось потребление ОДН по горячей воде после смены управляющей компании и куда расходуются горячая и холодная вода.

Обязать ответчиков исполнить требования п. 41 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 и произвести расчет ОДН с 01.02.2015 по ГВС, ХВС и водоотведению по показаниям счетчиков с учетом решений Ульяновского областного суда от 28.05.2015, 29.05.2015, которыми признаны недействующими приказы Минэкономразвития Ульяновской области № 06-21,  № 06-23 от 26.01.2015, с учетом потребления в нежилых помещениях и реальных площадей дома.

Взыскать с ответчиков солидарно излишне начисленные и оплаченные суммы за теплоснабжение за февраль, март, апрель, июнь, декабрь 2015 года, февраль, март, апрель 2016 года, март, апрель, май, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года в размере 10 464,31 руб.; за неправильные расчеты в платежных документах и не предоставление полной информации денежную сумму в размере 3736,26 руб., за ненадлежащие управление многоквартирным домом – 6206,31 руб., за незаконное начисление электроэнергии на содержание общего имущества – 1202,69 руб.;

Обязать ООО «ГК Уютный Дом» предоставить в письменном виде информацию, заверенную печатью и подписью руководителя юридического лица о сумме необоснованного обогащения по его квартире и по дому в целом, полученного в результате нарушения ответчиком ООО «ГК «Уютный Дом» статьи 156 ЖК РФ, помесячно, не выполнении корректировки по показаниям общедомовых приборов учета, на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; о сумме необоснованных и завышенных начислений ОДН по горячему, холодному водоснабжению, водоотведению и электроэнергии в нежилых помещениях, помесячно с февраля 2015 года по январь 2018 года;

Взыскать с ООО «ГК Уютный Дом» сумму начислений ОДН по ГВС – 319,23 руб., по ХВС – 82,55 руб. за ноябрь 2016 года с учетом того, что нормативов потребления для расчетов ОДН по ГВС и ХВС не существовало с 01.02.2015 по 31.10.2016, штраф за незаконные начисления, произведенные в январе 2018 года, в размере 19 260,58 руб.

Взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере 900 000 руб.

Определением суда от 31.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Митягина А.И., которой к ООО «ГК «Уютный Дом» и ООО «РИЦ-Ульяновск» в рамках защиты прав потребителя заявлены самостоятельные требования.

В исковом заявлении Митягина А.И. указала, что является собственником квартиры № *** в указанном доме. Просила удовлетворить все ранее заявленные исковые требования, взыскать с ответчиков солидарно в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 900 000 руб., обязать ООО «ГК «Уютный Дом» выдать платежный документ за январь 2018 года.

Определением суда от 27.02.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (далее – ПАО «Ульяновскэнерго») и общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис» (далее – ООО «УК Жилстройсервис»).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Митягин Н.А. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Полагает, что судом не были рассмотрены его исковые требования о предоставлении запрашиваемой информации.

Суд исказил факт, что необходимая информация по общедомовым потреблениям содержится в платежных документах.

Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании технической документации. Указывает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что ответчики производят расчет ОДН исходя из площади только жилых помещений.  Полагает, что общая площадь дома составляет 11 493, 18 кв.м.

В решении суда ничего не указано о применении ответчиками в расчетах норматива 1,5374 квтч., установленного только для домов, имеющих насосное оборудование. В их доме насосного оборудования не может быть, поскольку в доме нет подвала.

Суд не учел, что ответчик в апреле и мае 2015 начисления производит по счетчикам, в июне 2015 – по нормативу, в июле, августе 2015 – по счетчику, в августе 2015 – по нормативу. Таким образом, начисления производятся по нормативам, поскольку совершаются приписки по увеличению показаний счетчиков.

Указывает, что суд не рассмотрел требование о перерасчете ОДН ГВС, ХВС с 01.02.2015 с учетом решений Ульяновского областного суда от 28.05.2015, 29.05.2015.

Полагает, что суд не принял во внимание, что суммарная площадь помещений общего имущества составляет 1026, 3 кв.м, а не 1482,8 кв.м, как указывает ответчик.

Указывает, что суд не рассмотрел требования о взыскании денежных средств за ненадлежащее управление многоквартирным домом, за неправильные расчеты, взыскание излишне начисленных и уплаченных сумм за теплоснабжение, за электроэнергию. Также ссылается на то, что решением Ульяновского областного суда  от 04.05.2017 приказ Минэкономразвития Ульяновской области от 26.01.2015 признан недействительным, в связи с чем отсутствие утвержденного норматива не дает права производить начисления с 01.01.2015 по ОДН за электроэнергию.

Указывает, что судом не рассмотрены его дополнительные исковые требования. Не дана оценка тому, что ответчики с апреля 2015 стали указывать нулевое потребление энергии, тем самым все потребления ГВС, ХВС, электроэнергии в нежилых помещениях начислили собственникам через оплату ОДН. Обращает внимание, что Правительство РФ в постановлении № 354 от 06.05.2011 обязывает исполнителя производить проверку правильности начисления предъявленного потребителю к уплате размера платы. Выдаваемые документы  должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя. Таких документов ему выдано не было, в решении суд не привел мотивов почему ему нельзя получить данные документы.

Указывает, что суд придя к выводу, что им незаконно начислили ОДН по ГВС и ХВС, не указал, за какие периоды они должны быть пересчитаны и возвращены. Также суд не указал, почему не должен производиться перерасчет по водоотведению.

Считает, что суд необоснованно отказал во взыскании штрафа. Сумму компенсации морального вреда полагает заниженной.

В апелляционной жалобе Митягина А.И. просит решение отменить, принять новое об удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что отсутствие платежного документа за январь 2018 нарушает их права, поскольку они имеют права на получение информации.

Полагает, что ответчики необоснованно уменьшили площадь жилого дома до 9488 кв.м. С учетом того, что ответчики применяют в расчет только жилую площадь, суд должен  был удовлетворить заявленные Митягиным исковые требования. Сумму компенсации морального вреда считает заниженной.

В возражениях на апелляционные жалобы ООО «РИЦ-Ульяновск» просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Митягины являются собственниками квартиры № *** в доме № *** по проспекту Л*** в г.У***. Данный дом с 01.02.2015 находится в управлении ООО «ГК «Уютный Дом» (28.06.2018 наименование изменено на ООО «Управляющая компания «Уют Сервис» (далее ООО «УК «Уют Сервис»).

Согласно информации, размещенной на сайте управляющей организации ulgk.ru, и на сайте www.reformagkh.ru, общая площадь дома составляет 11 493, 18 кв.м, абонированная площадь 9655,22 кв.м. (площадь жилых, нежилых помещений). Данная площадь указана в протоколе общего собрания собственников помещений в МКД от 05.02.2016 (л.д.138 т.2).

Технический паспорт на дом управляющей компанией суду не представлен.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, в том числе и за правильность начисления платы за поставленные услуги. Обязанность управляющей компании по надлежащему начислению коммунальных услуг предусмотрена и договором управления.

Исходя из справки о начислениях и оплате по лицевому счету № ***, у истцов по состоянию на 01.11.2017 имелась задолженность по оплате коммунальных платежей в размере 124 400 руб. 64 коп., которая в ноябре 2017 года была погашена в размере  119 562 руб. 35 коп., задолженность на 01.01.2018 составила 9483 руб. 83 коп.

Предметом спора являются начисления на содержание общего имущества.

Начисления по теплоснабжению КПУ за период с 01.02.2015 по 01.12.2017 составили: в 2015г: апрель – 9535, 61 руб. за три месяца, июнь – 756, 76 руб., октябрь – 1120, 03 руб., декабрь – 2788,70 руб.,

в 2016г: февраль – 3077, 94 руб., март – 2601, 28 руб., апрель – 1749, 08 руб.,

в 2017г: март – 2567, 64 руб., апрель – 2336, 44 руб., май – 604, 46 руб., октябрь – 1325, 88 руб., ноябрь – 2608, 45 руб., декабрь – 3313, 11 руб.

В остальные месяца оплата не начислялась.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Абзацем вторым п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 (далее Правила № 354), предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (абзац 1 пункт 42 (1) Правил № 354).

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Пункт 3, приложения N 2 к Правилам содержит формулу 3, позволяющую определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты в течение отопительного периода.

, где:

VД - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По данной формуле рассчитывалась оплата за теплоснабжение КПУ управляющей компанией, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме 9672 кв.м.

Митягин Н.А. также при расчете теплоснабжения использует данную формулу, но при этом объем потребленной тепловой энергии уменьшает  на объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС, и за общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме принимает площадь всего дома 11 493, 18 кв.м.

С данными доводами Митягина Н.А. судебная коллегия не соглашается, поскольку объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в том случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен Коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения (абзац 5 пункта 42 (1) Правил № 354).

В случае, если общедомовые приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев 3 и 4 настоящего пункта (абзац 6 пункта 42 (1) Правил № 354).

Как следует из ответа управляющей компании, в данном доме общедомовые приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения.

Таким образом вычитать из объема тепловой энергии объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС, оснований не имеется.

Доводы истцов о том, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению следует принимать во внимание общую площадь всего дома, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку приведенная формула учитывает именно Sоб - общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в данной формуле не используется.

То обстоятельство, что в платежном документе за июль 2017 года указана площадь жилых и нежилых помещений 9488 кв.м на размер платы за теплоснабжение не повлияло, поскольку за данный месяц начисление по теплоснабжению не производилось.

Тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению принимались управляющей компанией в соответствии с утвержденными Минэкономразвития Ульяновской области тарифами, которые изложены в письме Департамента по регулированию цен и тарифов (л.д.219 т.1).

Таким образом, оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению судебная коллегия не находит.

С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно справке о начислениях и оплате по лицевому счету № *** начисления по электроэнергии на содержание общего имущества за период с 01.02.2015 по 01.12.2017 составили: за 2015 год – 280, 67 руб., за 2016 год – 400, 67 руб., с января по июль 2017 года начисления не производились, с августа  по декабрь 2017 начислено 364, 25 руб. (72, 85 х 5 мес.).

Оспаривая расчет по электроэнергии на общедомовые нужды, Митягин Н.А. сослался на то, что по счетчику начислять нельзя, так как нет норматива, а принятый 26.05.2015 норматив был отменен решением Ульяновского областного суда от 04.05.2017.

С данными доводами судебная коллегия не соглашается, поскольку Приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.01.2015 № 06-26 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населением на территории Ульяновской области» был признан недействующим решением Ульяновского областного суда от 04.05.2017 со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением Верховного Суда РФ от 21.09.2017 N 80-АПГ17-9 данное решение оставлено без изменения.

Приказом Минконкуренции Ульяновской области от 25.05.2017 N 06-66 приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.01.2015 N 06-26 был отменен, утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ульяновской области, которые введены в действие с 01.06.2017.

Данным приказом для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода, осветительными установками, системами противопожарного оборудования и дымоудаления, дверными запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, насосным оборудованием холодного и горячего водоснабжения, установлен норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – 1,5374 кВтч в месяц на кв.метр.

Митягин Н.А., оспаривая обоснованность применения указанного норматива управляющей компанией, сослался на то, что в их доме не установлено насосное оборудование, в связи с чем данный норматив не может применяться при расчете платы за электроэнергию на содержание общего имущества.

Судебная с доводами истца не соглашается, поскольку согласно справке управляющей компании, многоквартирный дом по проспекту Ленинского Комсомола, 26 оборудован системой ТРЖ (температурный регулятор жидкости), которая предусматривает установку циркулярного насоса на обратном трубопроводе системы горячего водоснабжения. Не доверять представленной информации у судебной коллегии оснований не имеется. Данная справка подписана директором управляющей компании А*** И.Н.

В части перерасчета платы за ГВС, ХВС на общедомовые нужды требования Митягина Н.А. управляющей компанией были удовлетворены, в марте 2018 года произведен перерасчет по указанным платежам за период  с сентября 2015 года по октябрь 2016 года, из оплаты ГВС на ОДН исключено 409, 30 руб., ХВС ОДН – 70,30 руб., что подтверждается справкой о начислениях и оплате по лицевому счету № ***.

Причем начисления за ГВС ОДН за период с февраля по декабрь 2015 года составили 151, 69 руб., за период с января по октябрь 2016 года - 167,83 руб., за ХВС ОДН за период с февраля по декабрь 2015 года начислено 4,87 руб., за период с января по октябрь 2016 года  - 66,32 руб.

Доводы Митягина Н.А. о том, что перерасчет должен производиться с 01.02.2015, несостоятельны, поскольку Приказы Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.01.2015 № 06-21 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области», от 26.01.2015 № 06-23 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета на территории Ульяновской области» были признаны недействующими решениями Ульяновского областного суда от 28.05.2015, от 29.05.2015 со дня вступления в законную силу решений суда.

Определением Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N 80-АПГ15-7 решение суда от 28.05.2015 оставлено без изменения.

С 01.11.2016 приказом Минконкуренции Ульяновской области от 24.10.2016 N 06-208 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Ульяновской области, нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ульяновской области.

С 01.06.2017 приказом Минконкуренции Ульяновской области от 25.05.2017 N 06-65 утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ульяновской области.

Требований о перерасчете ГВС, ХВС на общедомовые нужды после 01.11.2016 Митягины не заявляют.

В суде апелляционной инстанции истец указал, что для перерасчета ему необходимы показания счетчиков, которые управляющая компания не предоставляет, в связи с чем  просил обязать управляющую компанию предоставить ему журналы учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, чтобы он мог сравнить их с нормативами.

Отказывая Митягиным в удовлетворении требований о предоставлении требуемой информации, суд пришел к выводу, что истцами каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих об отказе в предоставлении той или иной информации со стороны ООО «ГК «Уютный Дом», суду не представлено. При этом суд исходил из того, что в соответствии с требованиями Стандарта вся необходимая информация предоставлена на интернет-сайте ООО «ГК «Уютный дом», более того, вся необходимая информация по начислениям содержится в платежных документах.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку данные выводы основываются на неверной оценке представленных сторонами доказательств, выводы суда противоречат собранным по делу доказательствам.

В соответствии ч. 2 ст. 165 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (ред. от 28.12.2016 г.) положения части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ применяются до 1 января 2018 года.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее - Стандарт).

В соответствии с пунктом 8 Стандарта раскрытие управляющей организацией информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

В силу пункта 3 Стандарта к числу такой информации относится: характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «в»); информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг  (подпункт «д»);  информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «е»).

Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;  размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (подпункт "а" пункта 5 Стандарта, действующий в редакции до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 N 331).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.

Согласно абзацу 2 пункта 17 Стандарта (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (п. 21 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.09.2014 N 988).

В силу пп. "е" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила № 354), управляющая компания при наличии коллективного (общедомового) прибора учета обязана ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Кроме того, в соответствии с пп. "р" п. 31 Правил № 354 к обязанностям исполнителя относится предоставление любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменной информации за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Из материалов дела следует, что 07.05.2015 в адрес управляющей компании от Митягиных поступила претензия № 04-161 об исключении из квитанций всех незаконных начислений  (л.д.12 т.1). Ответа на данную претензию не последовало.

24.02.2016 Митягиными в адрес управляющей компании были направлены претензии № 04 -102 № 04-103, № 04-104, № 04-105, № 04-106 (л.д.226, 227, 228, 229, 230 т.1).

В претензии № 04-104, № 04-105 от 24.02.2016 содержалось требование о предоставлении информации о потреблении воды, показаний общедомовых приборов учета ГВС, ХВС, расчетов по образованию горячей воды, по теплоснабжению.

Ответ на претензии от 24.02.2016 был дан управляющей компанией 14.03.2016. Митягиным в том числе было разъяснено, что с технической документацией на дом они могут ознакомиться в юридическом отделе управляющей компании. Также было разъяснено, что объемы потребления коммунальных услуг ежемесячно указываются в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилья в разделе 4 (л.д.223-225 т.1).

В претензии от 01.07.2016 № 04-496 Митягин Н.А. просил произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу «теплоснабжение» за период с февраля 2015 по апрель 2016 на сумму 6856 руб. 26 коп. (л.д.17-19 т.1).

В ответе от 07.07.2016 на данную претензию управляющая компания сообщила Митягиным, что расчет стоимости услуги «теплоснабжение» выполнен за указанный период по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя. В ответе также приведен расход по общедомовому прибора учета ЦО с февраля 2015 по апрель 2016 (л.д.38 т.2).

22.03.2017 Митягиными в адрес управляющей компании была направлена претензия о сокрытии показаний общедомовых приборов учета (л.д.233 т.1).

В ответе от 04.04.2017 на претензию от 22.03.2017 управляющая компания указала, что разъяснения по ряду поставленных вопросов Митягиным ранее давались. Также указано, что по состоянию на 01.03.2017 сумма задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги составляет 87 092, 04 руб. (л.д.231 – 232 т.1).

12.04.2017 в адрес управляющей компании от Митягиных поступила претензия об уклонении от исполнения ранее направленных претензий и занижении общей площади дома (л.д.235 т.1).

На данную претензию управляющей компанией был дан ответ 25.04.2017 о том, что все обращения Митягиных были рассмотрены, даны ответы, площади дома, указанные истцами, не соответствуют данным технического учета и в расчете платы не участвуют (л.д. 234 т.1).

07.07.2017 в адрес управляющей компании от Митягиных поступила претензия о предоставлении показаний общедомовых приборов учета, о занижении общей площади дома, о расходовании воды на ОДН (л.д.237 т.1).

На данную претензию управляющей компанией был дан ответ 21.07.2017 о том, что  объемы потребления коммунальных услуг ежемесячно указываются в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилья в разделе 4, также сообщено о наличие задолженности по состоянию на 01.07.2017 в размере 106 272 руб. 36 коп. (л.д.236 т.1).

30.10.2017 в адрес управляющей компании от Митягиных поступили претензии о предоставлении письменного отчета о проведенной работе, показаний общедомовых приборов учета, о занижении общей площади  дома, о расходовании воды на ОДН (л.д.241, 243 т.1).

На данные претензии управляющей компанией были направлены ответы 13.11.2017, 01.12.2017 о том, что на все претензии даны исчерпывающие разъяснения, о том, что  объемы потребления коммунальных услуг ежемесячно отражаются в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилья, о том, что площади дома, указанные истцами, не соответствуют данным технического учета и в расчете платы не участвуют. Также в адрес истцов направлены копии общедомовых приборов учета по электроэнергии и по тепловой энергии. Указано, что вся интересующая информация размещена на сайте управляющей организации ulgk.ru  (л.д.238, 240, 242 т.1).

Претензия от 16.02.2018 о не предоставлении платежного документа за январь 2018 года, незаконных начислениях электроэнергии исходя из норматива, установленного для домов, имеющих насосное оборудование, была направлена Митягиными в адрес управляющей компании 16.02.2018  (л.д.89, 90 т.2).

Ответа на данную претензию не последовало.

Обращения Митягиных о предоставлении возможности ознакомиться со сведениями о показаниях общедомовых приборов учета, предоставлении письменной информации о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета, о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, оставлены без исполнения.

Бесспорных доказательств обратного суду не представлено, судом первой инстанцией не добыто.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отказа в удовлетворении требований о предоставлении возможности ознакомиться с журналами учета показаний общедомовых приборов учета, предоставлении  Митягиным письменной информации за запрашиваемые потребителем расчетные периоды с 01.02.2015 по 31.01.2018 о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (прибора теплового учета, счетчика ГВС, ХВС, электросчетчика), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, у суда первой инстанции не имелось.

При этом ссылка управляющей компании на то, что объемы потребления коммунальных услуг ежемесячно указываются в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилья в разделе 4, не освобождает управляющую компанию от обязанности исполнить требования, изложенные в пп.«е», «р» п.31 Правил № 354. Предоставление данных сведений не входит в Стандарт раскрытия информации.

Кроме того, в нарушение Стандарта раскрытия информации управляющей компанией не была предоставлена информация истцам о наличии насосного оборудования в доме, которая имела значение для расчета платы за электроэнергию, а также техническая документация на жилой дом. Данные документы не были представлены управляющей компанией и суду апелляционной инстанции.

Поскольку на сайте управляющей компании отсутствует информация о наличии насосного оборудования в доме, характеристика многоквартирного дома раскрыта не в полном объеме (не указана площадь жилых и нежилых помещений; помещений, входящих в состав общего имущества), при этом информация, имеющая на сайте не соответствует данным, изложенным в справке управляющей компании, предоставленной по запросу суда апелляционной инстанции, судебная полагает необходимым возложить на управляющую компанию обязанность предоставить Митягиным для ознакомления техническую документацию на жилой дом и предоставить информацию о наличии насосного оборудования в доме.

В связи с требованием Митягина Н.А. выдаваемые им документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью управляющей компании (при наличии).

В остальной части требования Митягиных о предоставлении информации удовлетворению не подлежат, поскольку иная информация размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти http://www.reformagkh.ru, на официальном сайте управляющей организации. Претензии от 22.03.2016, 17.06.2016, 09.09.2016, на которые истец ссылался в исковом заявлении, суду не представлены. Предоставление информации о необоснованном обогащении управляющей компании, о цели неисполнении требований Правил № 354, об увеличении потребления ОДН, о расходовании воды, о сумме необоснованных завышенных начислений законом не предусмотрено.

Оснований для взыскания платы за содержание, управление жилым домом в связи с не предоставлением информации судебная коллегия не усматривает.

В связи с тем, что со стороны ООО «УК «Уютсервис» имело место нарушение прав Митягиных, как потребителей, на предоставление информации, несвоевременного перерасчета по ГВС, ХВС на общедомовые нужды, неправильного начисления платы за водоснабжение в январе 2018 года, что установлено судом первой инстанции и не оспаривается управляющей компанией, судебная коллегия находит обоснованными исковые требования о взыскании с управляющей компании компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Учитывая характер причиненных истцам нравственных страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия определяет размер компенсации морального вреда в пользу каждого истца по 5000 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", с ООО «УК «Уютсервис» в пользу истцов подлежит взысканию штраф за неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителей в размере 2500 рублей в пользу каждого.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда в части отказа Митягину Н.А., Митягиной А.И. к ООО «УК «Уютсервис», взыскании компенсации морального вреда, штрафа, подлежащим отмене с вынесением в указанной части нового решения с возложением на ООО «УК «Уютсервис» обязанности предоставить Митягиным письменной информации за запрашиваемые потребителем расчетные периоды с 01.02.2015 по 31.01.2018 о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (прибора теплового учета, счетчика ГВС, ХВС, электросчетчика), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, а также о наличии насосного оборудования в доме. Об обязывании ООО «УК «Уютсервис» предоставить Митягиным возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета (прибора теплового учета, счетчика ГВС, ХВС, электросчетчика), занесенных в журналы учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, технической документацией на вышеуказанный жилой дом.

Оснований для возложения обязанности на ООО «УК «Уютсервис» предоставить Митягиной А.И. платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги за январь 2018 года не имеется, поскольку такой платежный документ после решения суда был истцам предоставлен.

С решением суда в части отказа Митягиным в удовлетворении требований к ООО «РИЦ-Ульяновск» судебная коллегия соглашается, поскольку нарушений прав истцов со стороны данного ответчика в ходе рассмотрения дела не установлено. ООО «РИЦ-Ульяновск» в соответствии с агентским договором об осуществлении деятельности по начислению и приему платежей № 384 от 15.01.2016 производит истцам начисление платежей по поручению и на основании информации, представленной управляющей компанией. Доказательств, что ООО «РИЦ-Ульяновск» ненадлежащим образом формирует платежные документы, не представлено. Напротив, как следует из платежных документов, они содержат полную информацию о начислениях по содержанию общедомового имущества. Платежные документы, направленные истцам, соответствуют примерной форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N924/пр (действовавшего до 26.05.2018) и содержат в себе детальный расчет по виду и объему оказанных коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомового имущества.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2018 года  отменить в части отказа Митягину Николаю Александровичу, Митягиной Анне Ильиничне в удовлетворении требований к ООО «Группа Компаний Уютный Дом», взыскании компенсации морального вреда, штрафа, принять в указанной части новое решение.

Исковые требования Митягина Николая Александровича и Митягиной Анны Ильиничны к ООО «Управляющая компания «Уют Сервис» удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют Сервис» предоставить Митягину Николаю Александровичу, Митягиной Анне Ильиничне письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды с 01.02.2015 по 31.01.2018 о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (прибора теплового учета, счетчика ГВС, ХВС, электросчетчика), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, а также письменную информацию о наличии насосного оборудования в доме.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют Сервис» заверить выдаваемую Митягину Николаю Александровичу, Митягиной Анне Ильиничне информацию подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют Сервис» предоставить Митягину Николаю Александровичу, Митягиной Анне Ильиничне возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета (прибора теплового учета, счетчика ГВС, ХВС, электросчетчика), занесенных в журналы учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также с технической документацией на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.У***, проспект Л***, ***.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют Сервис» в пользу Митягина Николая Александровича компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 2500 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют Сервис» в пользу Митягиной Анны Ильиничны компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 2500 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Митягина Николая Александровича, Митягиной Анны Ильиничны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      

 

Судьи