Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий Минюста
Документ от 21.08.2018, опубликован на сайте 11.09.2018 под номером 75236, 2-я гражданская, о признании незаконными и отмене решений, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Инкин В.А.                                                             Дело № 33а-3475/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                         21 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П.  и Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Колесникова Павла Александровича и Зиновьева Владислава Юрьевича – Суворовой Елены Николаевны  на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 8 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Колесникова Павла Александровича  и Зиновьева Владислава Юрьевича  к административному ответчику Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области   отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Романовой Т.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Колесников П.А. и Зиновьев В.Ю. обратились в суд с иском об оспаривании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

В обоснование требования указали, что являются членами Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной Общественной организации Российской Ассоциации Общественных объединений охотников и рыболовов (далее - МОМРОИР). Решением внеочередной конференции МОМРОИР от 30.11.2017  председателем Правления МОМРОИР был избран Колесников П.А.

11.12.2017 он обратился в Управление Минюста РФ по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации соответствующих изменений. Однако 29.12.2017 Управление Минюста  РФ по Ульяновкой области приняло решение об отказе во внесении в ЕГРЮЛ изменений. В качестве основания для отказа указано на отсутствие в протоколе сведений о лицах, принимавших участие во внеочередной конференции, отсутствие в заявлении информации о контактном телефоне, отсутствие копии заявления, недостоверную информацию  в протоколе.  Решение Управления Минюста истцы считают незаконным, поскольку основания, по которым принято указанное решение, законодательством не предусмотрено. Кроме того, при наличии недостатков в поданных на регистрацию документах, Управление Минюста должно было приостановить рассмотрение вопроса до устранения недостатков, а не отказывать во внесении изменений в ЕГРЮЛ.

После получения указанного отказа недостатки в документах были устранены и 16.01.2018 заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ с приложением необходимых документов  снова было подано в Управление Минюста РФ по Ульяновской области.

Уведомлением от 12.02.2018 Управление Минюста РФ по Ульяновской области снова отказало во внесении изменений в ЕГРЮЛ. В качестве основания для отказа указано наличие недостоверных сведений в протоколе конференции. Данное решение Управления Минюста истцы считает незаконным, поскольку предусмотренные законом основания для отказа отсутствовали. 

Кроме того, 16.01.2018 Управлением Минюста РФ по Ульяновской области было принято решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении МОМРОИР в части избрания председателем его правления Хализова Е.И. Данное решение истцы считают незаконным, поскольку на момент  принятия указанного решения в Управлении Минюста РФ по Ульяновской области находилось на рассмотрении заявление Колесникова П.А. о внесении изменений в ЕГРЮЛ в части избрания его председателем правления МОМРОИР.

В связи с  этим истцы просили признать незаконным и отменить решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 29.12.2017 и от 12.02.2018 об отказе в регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения о некоммерческой организации, не связанные с внесением изменений в учредительные документы - сведений о председателе Правления Местной организации Мелекесского района Ульяновской области Общественной организации Российской Ассоциации Общественных объединений охотников и рыболовов Колесникове П.А.; признать незаконным и отменить Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы №29-Р от 16.01.2018 - о внесении в ЕГРЮЛ сведений о председателе Правления Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной Общественной организации Российской Ассоциации Общественных объединений охотников и рыболовов      Хализове Е.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  представитель истцов Суворова Е.Н. просит об отмене решения суда. Не согласна с выводом суда о неприменении к спорным правоотношениям Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и отсутствием в связи с этим оснований для приостановления государственной регистрации изменений сведений об общественной организации, не связанных с внесение  изменений в учредительные документы МОМРОИР.

В обоснование своей позиции ссылается на п. 48 Административного регламента, предусматривающий возможность приостановления  государственной регистрации изменений.

Указывает на то, что отсутствие в протоколе сведений о лицах, принявших участие во внеочередной конференции, отсутствие в заявлении информации о контактном телефоне, отсутствие копии заявления не могут являться основанием для отказа в регистрации, поскольку такие основания не предусмотрены п. 50 Административного регламента, содержащим закрытый перечень оснований для отказа в государственной  регистрации.

Считает незаконным распоряжение Управление Минюста РФ по Ульяновской области № 29-Р от 16.01.018 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о председателе Правления общественной организации Хализове Е.И., поскольку данные сведения были внесены на основании протокола конференции общественной организации от 26.12.2017, который содержит недостоверные сведения.

Так, Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области не было учтено, что ранее 30.11.2017 на XIV конференции общественной организации было принято решение об избрании председателем правления общественной организации Колесникова П.А. Данное решение никем не оспорено. Решение, принятое на конференции 26.12.2017, является неправомерным, поскольку основная часть делегатов не были извещены о проведении конференции. Принимавшие участие в конференции делегаты таковыми не являлись,  поскольку  не были избраны на собраниях в первичных коллективах. Не соблюдены нормы представительства на отчетно-выборную конференцию. Решение собрания принято при отсутствии необходимого кворума. 

Суд данные доводы не проверял, указав на то, что в судебном порядке решения конференции от 26.12.2017 оспорены не были. Вместе с тем иск об оспаривании решения конференции от 26.12.2017 находится в производстве Арбитражного суда Ульяновской области. Городской суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении рассмотрения настоящего дела до рассмотрения дела Арбитражным судом Ульяновской области.

Необоснованно отказано судом в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля Дугина В.Г.

В решении суда не приведено нормативного обоснования выводов суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области от 16.01.2018. 

В возражениях на апелляционную жалобу  Управление Минюста РФ по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились Колесников П.А., Зиновьев В.Ю., их представитель Суворова Е.Н., представитель ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска,  Хализов Е.И., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 11.12.2017 в Управление Минюста РФ по Ульяновской области почтовым отправлением поступили: нотариально заверенное Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме №Р14001, а также протокол внеочередной конференции Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов от 30.11.2017. Суть изменений – избрание на внеочередной конференции  общественной организации в качестве председателя правления – Колесникова П.А.

По результатам рассмотрения представленного пакета документов Управлением 29.12.2017 принято решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Указанное решение принято на основании пункта 1 части первой статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» - противоречие представленных для государственной регистрации документов Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов законодательству Российской Федерации.

Противоречие представленных документов законодательству РФ выразилось в следующем:

- несоответствие содержания протокола внеочередной конференции общественной организации требованиям, установленным пунктом 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:  протокол внеочередной конференции Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов от 30.11.2017 не содержал сведений о лицах, принявших участие во внеочередной конференции общественной организации;

- в нарушение пункта 1 части 6 статьи 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в заявлении о  государственной регистрации не была указана информация о контактном телефоне заявителя;

- в нарушение абзаца первого пункта 41 Административного регламента заявление от 11.12.2017 было подано в одном экземпляре (вместо двух).

Кроме того, протокол внеочередной конференции общественной организации содержал недостоверную  информацию. Так, из протокола от 30.11.2017 следует, что на момент открытия Конференции присутствовали 43 делегата, двое из которых, отказались принимать участие в Конференции и удалились. Вместе с тем, при проведении голосования по всем вопросам повестки дня Конференции учитывались голоса 43 делегатов.   

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности принятого Управлением Минюста решения. 

Пунктом 1 части первой статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в качестве основания для отказа в государственной регистрации предусмотрено противоречие представленных для государственной регистрации документов законодательству Российской Федерации. В данном случае представленные Колесниковым П.А. на регистрацию документы не отвечали требованиям законодательства, перечисленного выше, что и явилось основанием для отказа в государственной регистрации.

Учитывая вышеизложенное, довод административных истцов и их представителя Суворовой Е.Н.   отсутствие в протоколе сведений о лицах, принявших участие во внеочередной конференции, отсутствие в заявлении информации о контактном телефоне, отсутствие копии заявления не перечислены в статьей 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в качестве оснований для отказа в государственной регистрации, основаны на неверной трактовке действующего законодательства.

Доводы истцов о том, что Управление в данном случае должно было приостановить государственную регистрацию, предоставив заявителям время для устранения недостатков поданных документов, а не отказывать в государственной регистрации, является несостоятельным.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, определены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Указанный Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами п. 2 ст. 1 закона.

Пунктом 1.1 ст. 23.1 указанного федерального закона предусмотрено, что в случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Общественное объединение является одной из форм некоммерческих  организаций. Поскольку МОМРОИР является общественным объединением, в отношении него применяются положения Федерального закона «Об общественных объединениях», который не предусматривает возможности приостановления государственной регистрации общественных объединений.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455 утвержден Порядок предоставления Министерством юстиции РФ  государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Пунктом 63 указанного Административного регламента предусмотрены виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов:

- о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации;

- о продлении срока рассмотрения заявления о государственной регистрации религиозной организации (при назначении государственной религиоведческой экспертизы);

- о государственной регистрации некоммерческой организации.

При этом в пункте 48 Административного регламента предусмотрен  Исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации некоммерческой организации (за исключением общественного объединения и религиозной организации). Таким образом, в отношении общественного объединения не предусмотрена возможность принятие такого вида решения, как приостановление государственной регистрации.

Довод истцов о том, что приостановление государственной регистрации возможно в соответствии с положениями Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основаны на неверной трактовке действующего законодательства.

Согласно ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от  08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

В соответствии с Положением об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба, в том числе ее территориальные органы, уполномоченная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».        

Таким образом, Минюст РФ и его территориальные органы принимают решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной  регистрации некоммерческой организации (или решение об изменении сведений об указанной организации), а Федеральная налоговая служба и её территориальные органы на основании принятых Минюстом РФ (и его территориальными органами) решений осуществляют внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.

Учитывая вышеизложенное, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не регламентирует деятельность Минюста РФ и его территориальных органов.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что 29.12.2017  в Управление поступили: нотариально заверенное Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме № Р14001, его копия, заверенная подписью заявителя Хализова Е.И. и печатью Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов, протокол XIV Конференции Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов от 26.12.2017, в 2 экземплярах, а также Ведомости на получение временного удостоверения, в 2 экземплярах. Суть обращение – внесение в ЕГРЮЛ изменений в части избрания Хализова Е.И. председателем Правления МОМРОИР.

По результатам рассмотрения представленного пакета документов Управлением 16.01.2018 было принято решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Данное решение и документы направлены в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности решения Управления Минюста РФ по Ульяновской области.

Довод административных истцов и их представителя Суворовой Е.Н. о незаконности принятого Управлением по заявлению Хализова Е.И. решения об изменении в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, поскольку в Управлении уже находилось аналогичное заявление Колесникова П.А., не основан на нормах действующего законодательства.

Исчерпывающий перечень  оснований для отказа в государственной регистрации  содержится в ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Отказ в регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации по тому основанию, что на рассмотрения в органе власти находятся два заявления, поданные от разных лиц, действующим  законодательством не предусмотрен.

Довод апелляционной жалобы о незаконности принятого Управлением решения от 16.01.2017 по мотиву того, что для государственной регистрации был представлен содержащий недостоверные сведения протокол конференции МОМРОИР, является несостоятельным. 

Согласно п. 73 Административного регламента при принятии документов для государственной регистрации уполномоченный специалист Минюста проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

Проверка законности принятых на конференции общественного объединения решений в компетенцию Минюста не входит.  В силу п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решения собрания вправе оспорить в суд участник соответствующего гражданско-правового сообщества.

На момент поступления  в Управление документов за подписью Хализова Е.И. об  избрании председателем Правления МОМРОИР судебный акт о признании незаконными решений, принятых на XIV Конференции МОМРОИР 26.12.2017 отсутствовал. 

Нахождение в настоящее время в производстве  Арбитражного суда Ульяновской области соответствующего иска Колесникова П.А. не является основанием для приостановления рассмотрения настоящего дела.

Необходимости в допросе свидетеля по данному делу не имеется.        

Судом первой инстанции также установлено, что 16.01.2018 в Управление почтовым отправлением поступили: нотариально заверенное Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № Р14001, его нотариальная копия, а также протокол внеочередной конференции Местной организации Мелекесского района Ульяновской областной общественной организации Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов от 30.11.2017. Суть изменений – избрание Колесникова П.А. председателем Правления МОМРОИР.

По результатам рассмотрения документов Управлением 12.02.2017 было принято решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Решение об отказе в государственной регистрации принято на основании пункта 5 части первой статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» - содержание недостоверной информации в представленных для государственной регистрации документах. 

Недостоверность сведений выразилась в том, что в пункте 2 листа К Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме № Р 14001,  указаны сведения о прекращении полномочий Чугунова Н.В. Вместе с тем, 26.01.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2187325046346 о прекращении полномочий Председателя Чугунова Н.В. и возложении полномочий на Хализова Е.И.

Кроме того, в решении Управления было указано на то, что 29.12.2017 Управлением уже был вынесен отказ в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, не  связанных с внесением изменений в учредительные документы МОМРОИР. Основанием для принятия указанного решения явилось, в том числе и содержание в протоколе внеочередной конференции МОМРОИР от 30.11.2017  недостоверных сведений. При этом 16.01.2018 в управление был представлен Протокол внеочередной конференции МОМРОИР от 30.11.2017 в редакции, не совпадающей с редакцией протокола, представленного 11.12.2017.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения Управления, поскольку оно соответствует положениям ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Учитывая, что решение суда первой инстанции соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется. 

Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 8 мая 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Колесникова Павла Александровича и Зиновьева Владислава Юрьевича – Суворовой Елены Николаевны  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: