Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Право собственности на гаражный бокс
Документ от 31.07.2018, опубликован на сайте 21.08.2018 под номером 75144, 2-я гражданская, о признании права собственности на гараж в ГСК Волжанка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Зарипов Р.Р.                                                                  Дело №33-3060/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              31 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей  Старостиной И.М., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Герасимовой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 11 апреля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования Ульянина Сергея Сергеевича о признании права собственности на гаражный бокс удовлетворить.

Признать за Ульяниным Сергеем Сергеевичем право собственности на гаражный бокс № *** в гаражно-строительном кооперативе «Волжанка», расположенном по адресу: г.Ульяновск, Железнодорожный район, ***, площадью 15,5 кв.м, кадастровый номер ***.

Заслушав доклад  председательствующего судьи, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульянин С.С. обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Ульянину Андрею Сергеевичу, Ульяниной Ларисе Сергеевне о признании права собственности на гаражный бокс.

Требования мотивированы тем, что отцу истца - У*** С.К. принадлежал гаражный бокс № *** в гаражно-строительном кооперативе «Волжанка», расположенном по адресу: г.Ульяновск, Железнодорожный р-н, ***, площадью 15,5 кв.м, кадастровый номер ***. 

*** года  У*** С.К. умер. Он (истец) является наследником имущества умершего отца, другими наследниками по закону первой очереди являются:  дочь - Ульянина Л.С. и его второй сын - Ульянин А.С., проживающий в ***.

Ульянина Л.С. и Ульянин А.С. в соответствии с положениями п.3 ст.1159 Гражданского кодекса Российской Федерации в нотариальном порядке отказались от принятия какого-либо наследства, оставшегося после смерти отца.

В установленный законом 6-ти месячный срок истец обратился с заявлением о принятии наследства после смерти отца и принял в наследство находившееся в собственности отца на день его смерти имущество (автомобиль и квартиру).

Права умершего отца на гаражный бокс № *** подтверждается справкой №***, выданной гаражно-строительным кооперативом «Волжанка» о том, что У*** С.К., *** г.р., являлся членом кооператива с 1 августа 1986 года,  сумма паевого накопления в размере 1830 руб. выплачена им полностью 01.08.1986.

Зарегистрировать право собственности на гараж в порядке наследования возможным не представляется, так как при жизни отец не оформил правоустанавливающих документов на гараж в установленном законом порядке.

Ульянин С.С. просил признать за ним право собственности на гаражный бокс № *** в гаражно-строительном кооперативе «Волжанка», расположенном по адресу: г.Ульяновск, Железнодорожный район, ***, площадью 15,5 кв.м, кадастровый номер ***, в порядке наследования по закону после смерти отца.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда, администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, принять новое, которым в части требований к администрации города Ульяновска отказать. Указывая, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права.  Администрация города Ульяновска не выдавала разрешение на строительство гаражного бокса №*** в ГСК «Волжанка». Также не располагает сведениями относительно владения и пользования гражданами  вышеназванным гаражным боксом, о наличии правовых основания для признания за истцом права собственности на гаражный бокс.  Администрация города Ульяновска законные интересы истца не нарушала, в связи с этим считает, что является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области не возражает против признания за Ульяниным С.С. права собственности на гараж.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Судом установлено, что У*** С.К., *** г.р., являлся членом гаражно-строительного кооператива «Волжанка» с 01.08.1986 и владельцем гаражного бокса №***.  *** года  У*** С.К. умер.

Представленной в дело справкой ГСК «Волжанка» №*** от 25.12.2017 подтверждено, что сумма паевого накопления в размере 1830 руб. им была выплачена полностью.

ГСК «Волжанка» принят в эксплуатацию на основании акта государственной комиссии от 30.09.1986, утвержденного решением Ульяновского горсовета народных депутатов от 03.10.1986 № 946.

Гаражный бокс № *** в гаражно-строительном кооперативе «Волжанка», расположенном по адресу: г.Ульяновск, Железнодорожный район, ***, площадью 15,5 кв.м, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер ***.

Из устава ГСК «Волжанка» следует, что гаражно-строительный кооператив является добровольным объединением  граждан – владельцев личных автотранспортных средств, основными задачами которого являются компактное размещение, содержание и хранение личных автомобилей и имущества.

В силу п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Согласно п.2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;  оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Представленным в материала дела документами из наследственного дела, заведенного по факту смерти У*** С.К., подтверждено, что в наследственные права на принадлежавшее наследодателю имущество вступил истец Ульянин С.С.

Правильно установив значимые для дела обстоятельства и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд правомерно признал за истцом Ульяниным С.С. право собственности на гаражный бокс, поскольку он является наследником имущества после смерти У*** С.К., последний при жизни являлся членом ГСК «Волжанка», паевой взнос им был выплачен в полном объеме.

Выводы суда в решении подробно мотивированы со ссылкой на добытые по делу доказательства и действующие нормы материального права, оснований для признания сделанных выводов неправильными у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска сводятся к необоснованному признанию судом их надлежащим ответчиком по делу, что отмену решения суда повлечь не может.

В силу положений п.1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (наследование выморочного имущества), в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования  (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.

В п.2 этой же статьи сказано, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Таким образом, в случае непринятия наследниками вышеперечисленного имущества в установленный законом срок (ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации), оно считается выморочным и переходит в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.

В случае заявления наследниками, не вступившими в права наследования в установленный законом срок, прав на данное имущество в судебном порядке, ответчиками по делу признаются соответствующие органы муниципального образования.

Принимая во внимание, что правоустанавливающих документов на гаражный бокс умершим У*** С.К. при жизни оформлено не было, но в силу п.4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации наследодатель имел право на получение гаражного бокса в собственность, что права Ульянина С.С. на наследственное имущество подлежали защите в судебном порядке, исковые требования обоснованно истцом были предъявлены к администрации города Ульяновска, в собственность которого подлежала бы передача выморочного имущества.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска судебной коллегией признаются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм  материального права, отмену принятого по делу решения они не влекут.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам сторон судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: