Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отмене решения о запрете въезда в РФ
Документ от 31.07.2018, опубликован на сайте 17.08.2018 под номером 74922, 2-я гражданская, об оспаривании решения о запрете въезда на территорию РФ, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Романова М.А.                                                                   Дело № 33а-3084/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                31 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П., 

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Гасановой Раны Шахгусейн кызы удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления по вопросам миграции Управления Министерства  внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области от 29 сентября 2017 года о закрытии въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Азербайджан Гасановой Ране Шахгусейн кызы, *** года рождения, сроком на пять лет до 08 мая 2022 года.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области Халитовой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Гасановой Р.Ш. – Кутдусова М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гасанова Р.Ш. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области, в котором просила отменить решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области о запрете въезда на территорию Российской Федерации на срок до 08.05.2022. В обоснование требований указала, что является уроженкой и гражданской Республики Азербайджан, состоит в браке с гражданином Азербайджана Гасановым И.Б. Она с двумя детьми (2012 и 2015 года рождения) проживает вместе с отцом Искендеровым Ш.И., являющимся гражданином Российской Федерации, по адресу: г.Ульяновск, ул.Р***, ***-***. 11.01.2017 она встала на учет в ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска, где ей присвоен ИНН 732510085596. В декабре 2017 года она обратилась в приемную Президента Российской Федерации по вопросу оформления разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Из ответа заместителя начальника УВМ УМВД России по Ульяновской области от 24.01.2018 ей стало известно, что в отношении неё принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Данное решение было получено её представителем 07.02.2018. Основанием принятия УМВД России по Ульяновской области решения о запрете въезда на территорию Российской Федерации послужило привлечение её два раза в течение года к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Въезд на территорию Российской Федерации закрыт на основании подп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Она проживает со своей семьей в г.Ульяновске, занимается домашним хозяйством и воспитанием детей, никаких преступлений не совершала, на национальную безопасность и права других лиц не покушалась.

Принятым решением о запрете въезда на территорию Российской Федерации созданы препятствия для реализации прав и свобод на личную и семейную  жизнь, проживание со своими детьми, нуждающимся в ее заботе и опеке, и отцом, имеющими устойчивую связь с Российской Федерацией.

К участию в деле в качестве административного ответчика  привлечено УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Гасановой Р.Ш.

Указывает, что решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке Республике Азербайджан Гасановой Р.Ш. принято в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» с учетом всех обстоятельств дела, при этом не допущено дискриминации, а также вмешательства в личную и семейную жизнь истицы.

Нормы международного права в отношении истицы не нарушены. Суд при принятии решения не учел, что Гасанова Р.Ш. является уроженкой и гражданкой Республики Азербайджан, состоит в браке с гражданином Республики Азербайджан Гасановым И.Б., не имеет собственного жилья на территории Российской Федерации, проживает вместе с отцом Искендеровым Ш.И. в арендованной квартире. По вопросу приема в Российское гражданство не обращалась.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1 ст. 178 КАС РФ).

Статья 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким федеральным законом является, в частности, Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно абз. 5 ст. 24 которого иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным названным Законом.

В силу подп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Такое законодательное регулирование согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Так, согласно Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985 Генеральной Ассамблеей ООН), права, провозглашенные в Декларации, не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (п.1 ст.2).

Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подтверждая право государств-участников в силу установленных принципов международного права контролировать въезд в страну, проживание в ней и высылку лиц, не являющихся гражданами этой страны, не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

По делу установлено, что Гасанова Р.Ш., *** года рождения,  является уроженкой и гражданкой Республики Азербайджан, в течение длительного времени проживает на территории Российской Федерации.

Гасанова Р.Ш. проживает по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***, *** - *** с отцом Искендеровым Ш.И. - гражданином Российской Федерации и тремя детьми: Гасановой ***, *** года рождения, уроженкой Азербайджана, Гасановым ***, *** года рождения, родившемся в г.Ульяновске, и сыном, родившимся в г. Ульяновске ***, то есть после принятия судом первой инстанции решения.

26.12.2016 Гасановой Р.Ш. сдан экзамен на владение русским языком. 11.01.2017 она поставлена на учет в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска с присвоением ИНН 732510085596.

29.09.2017 УМВД России по Ульяновской области в отношении Гасановой Р.Ш. принято решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации на основании подп.11 п.1 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» сроком на пять лет - до 08.05.2022.

Основанием для принятия административным ответчиком данного решения послужило привлечение Гасановой Р.Ш. два раза в течение года к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства: 18.11.2016 и 27.04.2017 по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ (по окончании срока временного пребывания уклонилась от выезда за пределы Российской Федерации).

Постановлением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 18.11.2016 и постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27.04.2017 за указанные правонарушения Гасанова Р.Ш. привлечена к административной ответственности в виде штрафа.

Дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в отношении Гасановой Р.Ш. не назначалось. При этом судами были приняты во внимание конкретные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дел об административном правонарушении, а именно: наличие на иждивении малолетних детей, проживание с отцом - гражданином Российской Федерации, а также положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 № 4-П, о необходимости учитывать не только характер правонарушения и его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий их совершения, а также личность правонарушителя и степень его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

При рассмотрении настоящего административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия в отношении Гасановой Р.Ш. такой меры ограничения как запрет въезда в Российскую Федерацию, поскольку принятие данной меры не соответствует степени общественной опасности совершенных Гасановой Р.Ш. административных правонарушений. В ходе рассмотрения дела не установлено данных о том, что запрет въезда в Российскую Федерацию обусловлен крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, необходимостью достижения целей предотвращения беспорядков или преступлений, целей охраны здоровья или нравственности.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда соглашается. При этом судебная коллегия принимает во внимание такие установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства как наличие у Гасановой Р.Ш. на территории Российской Федерации (в г. Ульяновске) отца - гражданина Российской Федерации и троих малолетних детей (по состоянию на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции), с которыми она проживает одной семьей.

При таких обстоятельствах, отмена судом принятого УМВД России по Ульяновской области в отношении Гасановой Р.Ш. решения о запрете въезда в Российскую Федерацию на срок 5 лет является законной и обоснованной.

Однако судебная коллегия не может согласиться с признанием судом незаконным указанного решения УМВД России по Ульяновской области, поскольку решение суда в данной части принято в нарушение ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Как усматривается из административного иска, а также из протоколов судебных заседаний, административным истцом не заявлялось требований о признании незаконным решения УМВД России по Ульяновской области о запрете въезда в Российскую Федерацию. Гасанова Р.Ш. просила только отменить данное решение со ссылкой на нормы международного права, в том числе ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, у суда не было оснований для принятия решения о признании незаконным решения УМВД России по Ульяновской области о неразрешении Гасановой Р.Ш. въезда в Российскую Федерацию.

То обстоятельство, что судом в ходе рассмотрения дела были установлены обстоятельства, позволившие прийти к выводу об отмене решения УМВД России о запрете въезда Гасановой Р.Ш. в Российскую Федерацию, не свидетельствует о том, что административным ответчиком данное решение было принято в нарушение требований закона.

В силу указанного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части признания незаконным решения УМВД России по Ульяновской области от 29.09.2017 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Гасановой Р.Ш.

В остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Отмена решения УМВД России по Ульяновской области от 29.09.2017 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Гасановой Р.Ш., не освобождает последнюю от обязанности легализовать свое нахождение на территории Российской Федерации в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17 апреля 2018 года в части признания незаконным решения Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области от 29 сентября 2017 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Азербайджан Гасановой Ране Шахгусейн кызы отменить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи