Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 31.07.2018, опубликован на сайте 08.08.2018 под номером 74905, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                          Дело № 33-3148/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        31 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Михайловой Кристины Сергеевны и апелляционному представлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах К*** Е*** О***, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить К*** Е*** О***, *** года рождения, *** по рецептам лечащего врача от 04 июля 2017 года серии 731722 № 10153 и серии 731722 № 10154.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписать несовершеннолетнему К*** Е*** О*** рецепты на бесплатное получение  *** за период с января по декабрь 2017 года, исходя из 4-х штук в сутки с учетом уже выписанного количества ***; *** за период с января по декабрь 2017 года, исходя из 4-х штук в сутки с учетом уже выписанного количества ***.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать несовершеннолетнему К*** Е*** О*** рецепты на бесплатное получение  *** для измерения уровня глюкозы в крови!%, исходя из 4-х штук в сутки; ***, исходя из 4-х штук в сутки.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Михайловой К.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего  решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего К*** Е.О., *** года рождения, обратился с иском: к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) об обязании бесплатно обеспечить несовершеннолетнего *** в количестве 40 штук по рецептам от 04 июля 2017 года серии 731722 № 10153 и серии 731722 № 10154; к государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»  (далее – ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска») об обязании выписать К*** Е.О. бесплатные рецепты на *** в количестве 1920 штук за период с января по декабрь 2017 года; на *** в количестве 490 штук за период с января по декабрь 2017 года; на *** в количестве 1200 грамм за период с января по декабрь 2017 года; а также о возложении обязанности выписывать К*** Е.О. бесплатные рецепты на *** в соответствии с назначениями врачей в количестве 8 штук в день; на *** в соответствии с назначениями врачей в количестве 2 штуки в день. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что несовершеннолетний К*** Е.О. наблюдается в поликлинике № 7 ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» в связи с заболеванием ***. В связи с имеющимся заболеванием несовершеннолетний нуждается в строгом соблюдении режимов ***; замене *** ежедневно; строгом самоконтроле *** 6-8 раз в сутки. В 2017 году К*** Е.О. нуждался в обеспечении: *** в количестве 2920 штук в год (8х365 дней); *** в количестве 730 штук в год (применяет 2 вида ***); *** 1200 грамм в год (100 грамм х 12 мес). Между тем, лечащим врачом в 2017 году льготные рецепты на *** несовершеннолетнему выписывались в количестве 100 штук ежемесячно, в феврале, апреле 2017 года рецепты на *** не выписывались вовсе. Таким образом, за период с января по декабрь 2017 года выписано рецептов на 1000 ***. Следовательно, К*** Е.О. в 2017 году не дообеспечен *** в количестве 1920 штук. Льготные рецепты на *** несовершеннолетнему истцу лечащим врачом поликлиники № 7 ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска» в 2017 году выписывались в количестве 20 штук ежемесячно. Таким образом, за период с января по декабрь 2017 года выписано рецептов на 240 *** ***. Следовательно, К*** Е.О. в 2017 году не выписано рецептов на *** в количестве 490 штук. Кроме того, два рецепта от 04 июля 2017 года серии 731722 № 10153 и серии 731722 № 10154 на бесплатное получение *** на 20 штук каждый (всего на 40 ***) аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были. Рецепты на *** лечащим врачом в 2017 году не выписывались вовсе.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «УльяновскФармация» и, рассмотрев требования по существу, принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные медицинские изделия по соответствующему государственному контракту. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Просит учесть, что несовершеннолетний К*** Е.О. в настоящее время обеспечивается спорными медицинскими изделиями. Считает, что необеспечение истца спорными медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. В настоящее время отсутствует возможность обеспечения несовершеннолетнего изделиями медицинского назначения по рецептам, срок годности которых истек, а также в связи с завершением 2017 финансового года. Обращает внимание, что стандарт медицинской помощи больным с ***, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2007 года № 582, отменён. Просит учесть, что стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при ***, утвержденным приказом Минздрава России от 09 ноября 2012 года № 750н, обеспечение медицинскими изделиями (***) не предусмотрено. Кроме того, стандарт медицинской помощи содержит усреднённые показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, не является алгоритмом лечения конкретного заболевания пациента, служит инструментом планирования объёмов и стоимости медицинской помощи.  Считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В апелляционной жалобе Михайлова К.С. также не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме. В жалобе, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», указывает, что ребенок-инвалид с диагнозом «***» подлежит бесплатному обеспечению всеми лекарственными препаратами, средствами диагностики и ***. Настаивает на том, что ребенок нуждается в *** и *** исходя из 6 штук и 4 штук в день соответственно.

В апелляционном представлении прокурор Засвияжского района г. Ульяновска также не соглашается с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Обращает внимание, что согласно медицинской документации несовершеннолетний нуждается в строгом соблюдении режимов ***, замене *** ежедневно, строгом самоконтроле *** 6-8 раз в сутки. Не соглашается с выводом суда об отсутствии нуждаемости несовершеннолетнего в *** при производстве инъекций ***.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний К*** Е,.О., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием ***, с которым наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска», нуждается в ежедневном контроле *** и ***.

Лечащим врачом несовершеннолетнему были выписаны медицинские изделия по рецептам от 04 июля 2017 года 731722 № 10153 и серии 731722 № 10154 на бесплатное получение *** на 20 штук каждый (всего на 40 ***). Однако изделиями медицинского назначения по данным рецептам несовершеннолетний обеспечен не был. 

Также лечащим врачом поликлиники № 7 ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» в 2017 году льготные рецепты на *** несовершеннолетнему выписывались в количестве 100 штук ежемесячно, т.е. исходя из 3-4 штук в сутки, за исключением февраля и апреля 2017 года, когда рецепты на *** несовершеннолетнему не выписывались вовсе.

Льготные рецепты на *** в 2017 году несовершеннолетнему лечащим врачом выписывались в количестве 20 штук ежемесячно. 

Рецепты на *** в 2017 году лечащим врачом не выписывались

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего К*** Е.О. изделиями медицинского назначения по рецептам от 04 июля 2017 года, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и такое заболевание, как  «***» с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств и средств диагностики.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения несовершеннолетнего К*** Е.О. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными в этой части на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить несовершеннолетнего К*** Е.О. изделиями медицинского назначения по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетний К*** Е.О.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость несовершеннолетнего К*** Е.О. в спорных изделиях медицинского назначения носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить несовершеннолетнего К*** Е.О. изделиями медицинского назначения в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, из приведенных выше нормативных положений следует, что возможность оформления рецептов за прошедшее время положениями  действующего законодательства, устанавливающими порядок обеспечения граждан-инвалидов (детей-инвалидов) лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, не предусмотрена.  

Таким образом, решение суда в части возложения на ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» обязанности выписать несовершеннолетнему рецепты на изделия медицинского назначения (***) за период с января по декабрь 2017 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. В указанной части надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего К*** Е.О. к государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности выписать несовершеннолетнему бесплатные рецепты на *** в количестве 1920 штук за период с января по декабрь 2017 года; на *** в количестве 490 штук за период с января по декабрь 2017 года.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» обязанности выписывать несовершеннолетнему бесплатные рецепты на *** из расчет 100 грамм ежемесячно, поскольку *** отсутствует в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 года № 2229-р.

Вывод суда о необходимости возложения на ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» обязанности выписывать несовершеннолетнему К*** Е.О. рецепты на *** исходя из 4 штук в сутки, на *** также исходя из 4 штук в сутки, судебная коллегия находит правомерным.

Нуждаемость несовершеннолетнего, использующего  два вида ***, именно в таком количестве изделий медицинского назначения установлена судом на основании исследования и оценки собранных по делу доказательств, согласуется со Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при *** сахарном диабете!%, утвержденным приказом Минздрава России от 09 ноября 2012 года № 750н, согласно которому усредненный показатель кратности исследования уровня *** с помощью анализатора составляет 1460 измерений в год, или 4 раза в день (1460/365 дней).

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 марта 2018 года отменить в части возложения на государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписать несовершеннолетнему К*** Е*** О*** рецепты на бесплатное получение *** за период с января по декабрь 2017 года, исходя из 4-х штук в сутки с учетом уже выписанного количества ***; *** за период с января по декабрь 2017 года исходя из 4-х штук в сутки с учетом уже выписанного количества ***.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего К*** Е*** О***, *** года, к государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности выписать несовершеннолетнему бесплатные рецепты на *** в количестве 1920 штук за период с января по декабрь 2017 года; на *** в количестве 490 штук за период с января по декабрь 2017 года, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы   Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Михайловой Кристины Сергеевны и апелляционное представление прокурора Засвияжского района города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи