Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 03.08.2018, опубликован на сайте 07.08.2018 под номером 74870, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-156/2018

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3 августа 2018 года                                                                      город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене постановления от 22 июля 2018 г. № 45/322-6 «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 6 июня 2018 г. № 576/89-5 на 9 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 18 июля 2018 г. № 43/307-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» (далее также УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России»).

Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 г. № 45/320-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее также УОО ПП «КПРФ»).

Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2018 г. № 45/322-6 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области политической партии «Коммунистическая партия Социальной справедливости»  (далее также РО в Ульяновской области ПП «КПСС»).

Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» 31 июля 2017 г. обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене постановления от 22 июля 2018 г. № 45/322-6 «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области политической партии «Коммунистическая партия Социальной справедливости».

В обоснование заявленных требований УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты Россия» сослалось на отсутствие у Избирательной комиссии Ульяновской области возможности в короткий срок надлежащим образом провести проверку и определить достоверность и действительность всех представленных избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП «КПСС» подписей в подписных листах. По мнению административного истца, проведенная проверка осуществлялась без учета всестороннего, полного и объективного рассмотрения, а заключение привлеченных экспертов не соответствует действительности. Считает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации областного списка кандидатов.

Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» 1 августа 2018 г. обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене постановления от 22 июля 2018 г. № 45/322-6 «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области политической партии «Коммунистическая партия Социальной справедливости».

В обоснование заявленных требований УОО ПП «КПРФ» сослалось на нарушение требований при оформлении подписных листов, выявленное в ходе ознакомления членами партии с подписными листами.

Указанные дела были объединены в одно производство.

Избирательной комиссией Ульяновской области представлены возражения на административное исковое заявление, в которых административный ответчик полагает, что у Избирательной комиссии Ульяновской области отсутствовали основания для отказа в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутых РО в Ульяновской области ПП «КПСС», поскольку были представлены необходимые документы, требования к выдвижению списков кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва избирательным объединением соблюдены. Проведена проверка всех подписей на предмет достоверности и действительности. 19 июля 2018 г. на основании совокупных результатов проверок, проведенных членами Избирательной комиссии с правом решающего голоса, специалистами аппарата Избирательной комиссии Ульяновской области, уполномоченным органом и экспертами из числа специалистов органов внутренних дел составлен Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку выдвижения избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП «КПСС» областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва.

Региональным отделением в Ульяновской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости» также представлены возражения на административное исковое заявление, в которых заинтересованное лицо считает, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку в Избирательную комиссию Ульяновской области были представлены все необходимые документы для регистрации областного списка кандидатов в депутаты, в том числе подписные листы с необходимым количеством подписей избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов.

Представитель УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» Травкин П.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам.

Представители УОО ПП «КПРФ» Зызина А.В., Замалетдинов Р.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дав аналогичные пояснения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В. возражал против удовлетворения административных исковых заявлений УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» и УОО ПП «КПРФ» по основаниям, приведённым в письменных возражениях на иск. Кроме того, заявил о пропуске УОО ПП «КПРФ» срока обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ, считая, что последним днем срока, исчисляемого с 22 июля 2018 г., будет день 31 июля 2018 г.

Представитель заинтересованного лица УРО ПП «Патриоты России» просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителей административных истцов, административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ) и Законом Ульяновской области от 20 июля     2012 г. № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» (далее Закон № 102-ЗО).

Пунктом 6 статьи 76 Закона № 76-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата названо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено данным законом, в случае, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, также является основанием отказа в регистрации кандидата по подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.

Такие же основания отказа в регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области предусмотрены пунктами 6 и 7 части 4 статьи 41 Закона № 102-ЗО.

Согласно пункту 3 статьи 38 Закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Положениями части 9 статьи 40 Закона № 102-ЗО определено, что Проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, в количестве, установленном пунктом 1 части 2 статьи 38 и пунктом 1 части 1.2 статьи 39 настоящего Закона.

Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 23 мая    2018 г. № 30/205-6 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, областных списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, которое составляет 5070 подписей.

Судом установлено, что в соответствии с протоколом об итогах сбора подписей, подтверждением о приеме документов избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП «КПСС» представлено 1165 подписных листов в одиннадцати папках с 5315 подписями избирателей. Проверкой установлено, что из 5315 подписей, отобранных для проверки, достоверными являются 5193 подписи, недействительными (недостоверными) - 122 подписей, что составляет 2,3% от общего числа проверенных подписей.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований у Избирательной комиссии Ульяновской области для отказа в регистрации областного списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП «КПСС» в Ульяновской области по подпунктам «г.1» и «д» статьи 38 Закона № 67-ФЗ  и соответствующим положениям части 4 статьи 41 Закона № 102-ЗО.

Доводы административного истца УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» об отсутствии у Избирательной комиссии Ульяновской области возможности должным образом провести проверку подписей являются голословными, ничем не подтверждены, напротив, опровергаются письменными материалами дела.

Как указано в части 3 статьи 38 Закона № 67-ФЗ, к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Из материалов дела следует, что в целях реализации возложенных на Избирательную комиссию Ульяновской области полномочий по контролю за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в ходе проводимых на территории Ульяновской области выборов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 23 мая 2018 г. № 30/206-6 создана Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в избирательную комиссию при проведении выборов.

Управлением информационных технологий и ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» произведена проверка с использованием регионального регистра избирателей достоверности сведений об избирателях и лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП «КПСС».

Управлением по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области проведена проверка сведений об избирателях, содержащихся в базе данных «Регистр избирателей» Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Подписные листы являлись предметом исследования экспертов Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Ульяновской области, по результатам которого 17 июля 2018 г. составлено соответствующее заключение, выявившего выполнение рукописных записей дат и подписей в подписных листах.

Проведенное исследование и составленное заключение соответствуют положениям части 3 статьи 38 Закона № 67-ФЗ. Привлеченные лица являются экспертами, имеющими необходимое образование и достаточный стаж экспертной работы по специальности «Почерковедческая экспертиза». Оснований сомневаться в компетентности экспертов у Избирательной комиссии Ульяновской области не имелось. Отсутствуют такие основания и у суда.

Доводы представителей УОО ПП «КПРФ» о выявлении членами их партии количества недостоверных и недействительных подписей, превышающего 10% от общего числа проверенных подписей, никакими достаточными и достоверными доказательствами не подтверждены. Определение количества таких подписей путем  визуального осмотра без приведения числовых значений конкретных несоответствий  не может судом расцениваться как основание для удовлетворения иска.

Как указывалось выше, 122 подписи в ходе проверки были признаны недействительными (недостоверными) по различным основаниям, приведенным в Итоговом протоколе от 19 июля 2018 г.

Доказательств, подтверждающих большее количество таких подписей, в материалы дела не представлено. Заключение экспертов, соответствующее положениям части 3 статьи 38 Закона № 67-ФЗ, не оспаривалось и представителями УОО ПП «КПРФ».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Избирательной комиссии Ульяновской области, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательным объединением РО в Ульяновской области ПП «КПСС», в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административных исковых заявлений УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» и УОО ПП «КПРФ» не имеется.

Одновременно суд считает необходимым отметить, что срок обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 240 КАС РФ, УОО ПП «КПРФ» не пропущен.

Согласно указанной норме административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Как указано в части 3 статьи 92 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Оспариваемое постановление принято Избирательной комиссией Ульяновской области 22 июля 2018 г., начало исчисления срока – 23 июля 2018 г., последним днем для подачи заявления является 1 августа 2018 г. Административное исковое заявление подано УОО ПП «КПРФ» в суд 1 августа 2018 г., следовательно, срок, предусмотренный частью 4 статьи 240 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

в удовлетворении         административного искового заявления Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене постановления от 22 июля 2018 г. № 45/322-6 «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости», отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина