Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ
Документ от 25.07.2018, опубликован на сайте 01.08.2018 под номером 74706, Админ. надзор, КоАП: ст. 12.34 ч.1, ИЗМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда по решению на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

                                                                                      Дело №  4А - 299/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                25 июля 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Рузавина Т.А., рассмотрев жалобу директора областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина Сергея Михайловича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 08 февраля 2018 года, с учетом определений об исправлении описки от 16 марта 2018 года, и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2018 года, вынесенные в отношении директора областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина Сергея Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 08 февраля 2018 года, с учетом определений об исправлении описки от 16 марта 2018 года (л.д. 106, 108), директор областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») Холтобин С.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

За совершение данного правонарушения ему (Холтобину С.М.) назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 21000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобин С.М. обжаловал его в Чердаклинский районный суд.

Решением судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2018 года постановление мирового судьи изменено. Из постановления мирового исключено указание на наличие в действиях Холтобина С.М. обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение им однородных административных нарушений), и снижено назначенное наказание в виде административного штрафа до 20 000 рублей.

В остальной части данное постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В своей жалобе на вступившие в законную силу судебные постановление и решение директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобин С.М. просит их отменить. 

В обоснование жалобы указывает на нарушение порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Выявленные в ходе проверки нарушения при содержании автомобильной дороги допущены были по причине отсутствия надлежащего финансирования ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» из бюджета Ульяновской области.

Просит учесть, что в июне 2017 года в связи с выявлением органами ГИБДД недостатков в содержании автомобильной дороги «Ульяновск – Димитровград – Самара» в адрес Министерства промышленности, строительства ЖКХ и транспорта, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, и Министерства финансов Ульяновской области ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» были направлены запросы о выделении средств на устранение выявленных нарушений, однако в дополнительном финансировании было отказано.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

В силу положений ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно п. 2.1 Устава ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее Устав) данное казённое учреждение осуществляет свою деятельность в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Ульяновской области и осуществления на них дорожной деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности.

В силу п. 2.2 Устава предметом деятельности казённого учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

В соответствии с п. 2.4.1 казённое учреждение в установленном порядке выполняет функции государственного заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, финансируемых за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области (дорожного фонда Ульяновской области). При этом, согласно п. 2.4.3 Устава казённое учреждение (ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») осуществляет функции получателя средств областного бюджета, направляемых на цели строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог, для чего, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, участвует в размещении государственного заказа на выполнение всех видов работ (услуг, товаров) для государственных нужд, заключает контракты (договоры), соглашения о проведении работ (оказании услуг), осуществляет финансирование строек и объектов.

Руководство деятельностью ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на принципах единоначалия, организацию работы осуществляет директор, который несет персональную ответственность за полное и своевременное выполнение возложенных на данное казённое учреждение функций и полномочий.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Приказом Гостехрегулирования от 23 октября 2017 года № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Все требования Стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Установленные Стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Из протокола об административном правонарушении (л.д. 60, 61) усматривается, что директору ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобину С.М. в вину вменено то, что им не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги «Ульяновск – Димитровград - Самара» Чердаклинского района Ульяновской области, а именно:

на участке км 22+300 в границах населенного пункта п. Мирный Чердаклинского района Ульяновской области у наземного пешеходного перехода отсутствует ограждение перильного типа;

на участке с км 22+410 по км 23+270 в границах населенного пункта п. Мирный отсутствуют средства стационарного освещения;

на участках км 23+720 в п. Мирный, км 31+361, км 31+470, км 31+985, км 33+025 в р.п. Чердаклы остановочные пункты общественного транспорта размещены перед надземными пешеходными переходами;

на участках с км 22+275 по 24+587 с обеих сторон в п. Мирный, с км 31+306 по км 32+050 с обеих сторон, с км 32+050 по км 32+600 слева, с км 32+950 по км 33+025 и с км 33+077 по км 34+483 справа в р.п. Чердаклы отсутствуют пешеходные тротуары.

Как указано в протоколе об административном правонарушении, перечисленные выше нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения.

В результате рассмотрения дела мировой судья в мотивировочной части своего постановления сделал вывод о том, что директору ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобину С.М. необоснованно вменено в вину отсутствие на участке км 22+300 в границах населенного пункта п. Мирный Чердаклинского района Ульяновской области у наземного пешеходного перехода ограждения перильного типа. Также, по мнению мирового судьи, Холтобину С.М. необоснованно было вменено в вину размещение остановочных пунктов общественного транспорта перед надземными пешеходными переходами.

В связи с тем, что в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1ст. 4.5 КоАП РФ, истек, указанные выше выводы мирового судьи пересмотру не подлежат. 

Однако, сделав в мотивировочной части вывод о необходимости исключения из объема обвинения этих, вмененных в вину нарушений, мировой судья умолчал об этом в резолютивной части своего постановления.

При рассмотрении дела в части отсутствия в п. Мирный и в р.п. Чердаклы пешеходных тротуаров мировой судья изложил фабулу обвинения в этой части в иной редакции, чем та, которая указана в протоколе об административном правонарушении. При этом фабула обвинения в этой части мировым судьей была изложена некорректно, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что фабула обвинения, изложенная в постановлении мирового судьи в этой части (в части отсутствия пешеходных тротуаров), соответствует фабуле данного обвинения, изложенной в протоколе об административном правонарушении.

Попытка мирового судьи устранить этот недостаток путем вынесения определения об исправлении описки указанную выше неопределенность не устранила.

Между тем при рассмотрении дела об административном правонарушении недопустимо произвольное изменение обвинения, указанного в протоколе об административном правонарушении.

В силу положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности дальнейшее  выяснение этого вопроса недопустимо, то вменение в вину Холтобину С.М. отсутствие в п. Мирный и в р.п. Чердаклы пешеходных тротуаров подлежит исключению из объема обвинения.

Что же касается обвинения в части отсутствия на участке с км 22+410 по км 23+270 в границах населенного пункта п. Мирный средства стационарного освещения то в этой части вина  директора ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина С.М. нашла свое подтверждение.

При таких обстоятельствах следует прийти к выводу о том, что имеются основания для привлечения директора ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина С.М. к ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 08 февраля 2018 года, с учетом определений об исправлении описки от 16 марта 2018 года подлежит изменению.

Соответственно, подлежит изменению и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2018 года, которым ошибки допущенные мировым судьей, устранены не были.

При этом следует отметить, что изменение вынесенных по делу постановления мирового судьи и решения судьи районного суда не повлечет изменения назначенного Холтобину С.М. наказания, поскольку его вина в отсутствии на участке с км 22+410 по км 23+270 в границах населенного пункта п. Мирный средств стационарного освещения нашла подтверждение, а в результате рассмотрения дела ему назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, директором ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобиным С.М. не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии надлежащего финансирования не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку указанные доводы не свидетельствуют о принятии должностным лицом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.

Доводы жалобы о нарушении порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в отсутствие представителей ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» отклоняются по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 17 ноября 2017 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Мухамметзяновым Р.Г. возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.

В силу прямого указания в п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения данного закона не применяются при проведении административного расследования.

Поэтому в данном случае инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Мухамметзянов Р.Г. действовал в рамках процедуры проведения административного расследования.

Выводы судьи районного суда об отсутствии полноценного административного расследования по делу, сделанные в определении  от 28 декабря 2017 года (л.д. 65), влияют лишь на подсудность дела, не ставя при этом под сомнение правомерность действий инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Мухамметзянова Р.Г.

Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, позволяющих полностью отменить вынесенные по делу судебные постановления.

С учетом изложенного жалоба подлежит лишь частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

жалобу директора областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина Сергея Михайловича удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 08 февраля 2018 года, с учетом определений об исправлении описки от 16 марта 2018 года, и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2018 года, вынесенные в отношении директора областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина Сергея Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, изменить.

Исключить из объема, вмененного по данному делу директору областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобину Сергею Михайловичу,  обвинения отсутствие на участке км 22+300 в границах населенного пункта п. Мирный Чердаклинского района Ульяновской области у наземного пешеходного перехода ограждения перильного типа; размещение остановочных пунктов общественного транспорта перед надземными пешеходными переходами и отсутствие в п. Мирный и в р.п. Чердаклы пешеходных тротуаров.

В остальном состоявшиеся по делу судебные постановления оставить без изменения, а жалобу директора областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина Сергея Михайловича – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                                                  Ульяновского областного суда                                                          Рузавина Т.А.