Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О запрете устройства, размещения кладбища
Документ от 17.07.2018, опубликован на сайте 31.07.2018 под номером 74665, 2-я гражданская, о запрете размещения, устройства и содержания кладбища (кладбищ), понуждении установить (восстановить) ограждение действующего кладбища по всему периметру его территории, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                                 Дело № 33а-2935/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         17 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Яранкиной Валентины Николаевны, Клюевой Евгении Александровны и апелляционному представлению прокурора г.Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора города Димитровграда Ульяновской области, заявленный в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» в срок до 01.01.2019 установить (восстановить) ограждения действующего кладбища на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, ***, по всему периметру его территории.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» о запрете размещения, устройства и содержания кладбища на земельных участках отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора      Колгановой Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, заинтересованных лиц Клюевой Е.А. и Яранкиной В.Н., полагавших решение суда подлежащим отмене,  представителя администрации города Димитровграда Шулимовой О.В. и представителя МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» Русиновой М.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» (далее – МКУ «ДИИП»), муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» (далее – МКУ «Городские дороги»), комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области о запрете размещения, устройства и содержания кладбища на земельных участках, восстановлении ограждения действующего кладбища.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой г.Димитровграда была проведена проверка по обращению граждан о незаконном размещении городского кладбища, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, *** расположено действующее городское кладбище площадью 35,6 га, захоронения на котором осуществляются с 1980 года. В западном и северо-западном направлении от действующего кладбища расположен поселок Дачный, входящий в состав муниципального образования «Город Димитровград».

30.01.2014 образован земельный участок площадью 287 001 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, севернее земельного участка по ул.К***, ***, с видом разрешенного использования «для действующего кладбища». Постановлением администрации г.Димитровграда от 14.04.2017 № 632 указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «ДИИП».

Постановлением администрации города от 23.10.2017 № 1965 произведен раздел данного земельного участка на 3 участка: площадью 177 791 кв.м, кадастровый номер ***; площадью 9132 кв.м кадастровый номер ***; площадью 100 078 кв.м, кадастровый номер ***.

Земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** планируется использовать для создания новых мест захоронения.

Согласно инженерно-геодезическим испытаниям, проведенным ООО «ГРИС» в рамках муниципального контракта от 12.12.2017, земельные участки *** и *** являются относительно ровными, но имеют уклон 2 градуса в сторону населенного пункта, что противоречит п.2.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

На территории поселка расположены две водозаборные скважины для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, размещенные в камерах подземного типа, владение и пользование которыми осуществляет ООО «Ульяновский областной водоканал». Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, установлены требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Изучение проекта организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения показало, что вопрос о размещении нового городского кладбища при составлении проекта не рассматривался.

По информации руководителя Межрегионального управления № 172 ФМБА России, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории г.Димитровграда, с учетом размещения нового городского кладбища гарантировать соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам в поселке Дачный не представляется возможным.

В силу ч.5 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» размер земельного участка для кладбища не может превышать 40 га, и с учетом размеров действующего кладбища (35,6 га) его расширение не допустимо. В то же время действующее кладбище и один из участков, планируемых для создания новых мест погребения (с кадастровым номером ***), являются смежными.

Доступ к трем земельным участкам, образованным из земельного участка с кадастровым номером ***, осуществляется через действующее кладбище, о чем указано в постановлении администрации города от 23.10.2017 №1965. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером *** будет являться расширением действующего кладбища, а не вновь создаваемым местом погребения.

Кроме того, в ходе проверки выявлены факты отсутствия и повреждения ограждения по всему периметру территории действующего кладбища, что противоречит положениям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и действующей в настоящее время Инструкции порядка устройства памятников, утвержденной постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК по вопросу культов 16.10.1931.

Прокурор просил запретить администрации города Димитровграда Ульяновской области, МКУ «ДИИП» размещение, устройство и содержание кладбищ на земельных участках с кадастровыми номерами ***  по ул. К***, *** в г. Димитровграде, *** по ул.К***, *** в г. Димитровграде, *** по ул.К***, *** в г. Димитровграде и обязать администрацию города Димитровграда Ульяновской области, МКУ «Городские дороги», комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области в срок до 01.01.2019 года установить (восстановить) ограждение действующего кладбища на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, *** по всему периметру его территории.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровграда», ООО Ульяновский областной водоканал» Межрегиональное управление № 172 ФМБА России, Комитет по управлению имуществом города Димитровграда, Клюева Е.А. и Яранкина В.Н.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г.Димитровграда Ульяновской области не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о запрете размещения, устройства и содержания кладбища, считает решение в данной части незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Указывает, что представителями административных ответчиков не оспаривался факт отсутствия уклона в сторону, противоположную от поселка Дачный. Считает преждевременным вывод суда о возможности корректировки рельефа площадки на стадии проектирования путем разработки и проведения работ по вертикальной планировке земельного участка в рамках муниципального контракта от 05.03.2018, заключенного между МКУ «ДИИП» и ООО «Энергостройсервис-А». Судом не рассматривался вопрос о наличии уклона участка в сторону открытого водоема, а также об использовании населением грунтовых вод. Ссылаясь на положения ч.5 ст.16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и ст.42 Конституции Российской Федерации, считает недопустимым расширение действующего кладбища.

В апелляционной жалобе Яранкина В.Н. и Клюева Е.А. просят отменить решение суда в части, касающейся размещения и организации кладбища, и вынести новое решение об удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Полагают, что суд необоснованно не учел доводы административного истца о том, что участок, отведенный под кладбище, должен иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов. Оставлены без внимание доводы о том, что участок, отведенный под кладбище, согласно документам не выведен из Федерального гослесфонда в муниципальные земли, не установлено, на каком основании внесена запись о регистрации права собственности на земельный участок по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул. К***, ***

МКУ «ДИИП» представлены возражения на апелляционное представление прокурора и на апелляционную жалобу, в которых учреждение просит решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители МКУ «Городские дороги», Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда, Межрегионального управления № 172 ФМБА России, ООО «Ульяновский областной водоканал», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровграда», Комитета по управлению имуществом города Димитровграда, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150 , ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив довода апелляционного представления, апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене принятого по делу решения.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.01.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Данный федеральный закон устанавливает, что места погребения - участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями (п.1 ст.4).

Согласно ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1). Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы (пункт 3).

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1 ст. 17 данного Федерального закона).

Из материалов дела усматриввается, что на территории г.Димитровграда Ульяновской области имеется действующее кладбище площадью 35,6 га, расположенное на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, ***. Данный земельный участок находится в муниципальной собственности и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Городские дороги» на основании постановления администрации г.Димитровграда от 21.06.2017.

В западном и северо-западном направлении от действующего кладбища расположен поселок Д***, входящий в состав муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области.

24.04.2015 на основании постановления администрации города Димитровграда от 26.03.2014 № 855 было зарегистрировано право собственности МО «Город Димитровград» Ульяновской области на земельный участок площадью 287 001 кв.м, разрешенное использование - для действующего кладбища, кадастровый номер *** по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, севернее земельного участка по ул.К***, ***.

Постановлением администрации города Димитровграда от 14.04.2017 № 632 указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «ДИИП».

Постановлением администрации города Димитровграда от 23.10.2017 №1965 данный земельный участок разделен на три земельных участка: площадью 177 791 кв.м (17,8 га), площадью 9132 кв.м (0,9 га), площадью 100 078 кв.м (10 га).

Вновь образованные земельные участки относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, зем­ли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием - для действующего кладбища.

Земельному участку площадью 177 791 кв.м (17,8 га) с адресом: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, *** присвоен кадастровый номер ***. Земельному участку площадью 9132 кв.м (0,9 га) с адресом: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, 425/2 присвоен кадастровый номер ***. Земельному участку площадью 100 078 кв.м (10 га) с адресом: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, *** присвоен кадастровый номер ***.

Судом установлено, что деятельность, направленная на размещение, устройство и содержание нового кладбища осуществляется только в отношении земельного участка площадью 100 078 кв.м (10 га), кадастровый номер ***, по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.К***, ***.

В рамках муниципального контракта, заключенного 12.12.2017 между МКУ «ДИИП» и ООО «ГРИС,» были проведены работы по инженерным изысканиям на всем изначально сформированном земельном участке площадью 287 001 кв.м с кадастровым номером ***. В отношении земельных участков площадью 27,7 га и 10 га проведены геодезические работы.

Все остальные предусмотренные муниципальным контрактом работы (геологические, гидрометеорологические и экологические) проведены только в отношении земельного участка площадью 10 га.

05.03.2018 заключен муниципальный контракт между МУП «ДИИП» и ООО «Энергостройсервис-А» на выполнение проектных работ (проектной и рабочей документации) и прохождение государственной экспертизы по объекту «Строительство нового кладбища в городе Димитровграде Ульяновской области»  в отношении земельного участка площадью 10 га.

То есть, деятельность, направленная на размещение, устройство и содержание нового кладбища, осуществляется только в отношении земельного участка площадью 100 078 кв.м. (10 га) с кадастровым номером ***.

Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о запрете размещения, устройства и содержания кладбища на вновь образованных земельных участках, суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 № 74, Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 « 783 «Об утверждении свода правил СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

Принимая во внимание, что по участкам с кадастровыми номерами *** и *** ответчиками не проводятся работы, направленные на организацию нового кладбища, суд правомерно отказал прокурору в удовлетворении административного иска в данной части.

Установив, что инженерные изыскания в рамках муниципального контракта от 12.12.2017 полном объеме произведены только в отношении земельного участка площадью 10 га с кадастровым номером ***, и дальнейшие проектные работы в рамках муниципального контракта от 05.03.2018 также ведутся только в отношении указанного земельного участка, суд обоснованно дал оценку соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о похоронном деле именно в отношении названного земельного участка.

То обстоятельство, что планируемый под новое кладбище участок с кадастровым номером *** имеет уклон 2 градуса в сторону населенного пункта, что не соответствует требованиям п. 2.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» было предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, в ходе которой установлена возможность приведения уклона земельного участка к норме за счет проведения инженерных мероприятий по искусственному изменению существующего рельефа местности на стадии проектирования.

Доводы административного истца о том, что планируемое кладбище располагается в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения поселка Дачный, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», и СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» содержат запрет на устройство кладбищ на территориях первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Однако доказательств того, что предполагаемый к размещению кладбища земельный участок площадью 10 га расположен в пределах территорий первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников водоснабжения поселка Дачный в суд не представлено.

Довод административного истца о том, что в случае размещения нового кладбища, являющегося смежным с действующим, будет нарушена допустимая площадь захоронений, обоснованно признан судом несостоятельным.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 предусмотрено, что размер земельного участка для кладбища не может превышать сорока гектаров.

Размер действующего кладбища составляет 35,6 га. Однако, как установлено судом первой инстанции, инженерные изыскания и проектные работы в рамках муниципальных контрактов от 12.12.2017 и от 05.03.2018 проводятся только в отношении земельного участка площадью 10 га с кадастровым номером ***, который смежным с действующим кладбищем не является, и, соответственно превышения территории захоронений сверх предельно установленной не имеется.

Следует признать правильным вывод суда о том, что соответствие проектируемого объекта – нового кладбища на земельном участке площадью 10 га санитарным нормам и правилам подлежит оценке государственной экспертизой объекта «Строительство нового кладбища в городе Димитровграде Ульяновской области», являющейся обязательным этапом при проведении работ по проектированию нового кладбища, которая по состоянию на дату рассмотрения дела не была проведена.

В отсутствие доказательств того, что по результатам проведения проектных работ, экологической и санитарно-гигиенической экспертизы организация размещения на земельном участке площадью 10 га кладбища противоречит требованиям закона, оснований для удовлетворения требований прокурора о запрете размещения, устройства и содержания кладбища не имелось.

Все изложенные в апелляционном представлении доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

Доводы апелляционной жалобы Яранкиной В.Н. и Клюевой Е.А. о том, что земельный участок под кладбище не выведен из Федерального гослесфонда в муниципальные земли, а также о том, что не установлено, на каком основании внесена запись о регистрации права собственности на земельный участок по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул. Куйбышева, 425, являются несостоятельными, поскольку не относятся к предмету рассмотрения по настоящему административному делу.

Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом верно, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда в оспариваемой части не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, а и апелляционное представление прокурора г. Димитровграда Ульяновской области и апелляционную жалобу Яранкиной Валентины Николаевны, Клюевой Евгении Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи