Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 10.07.2018, опубликован на сайте 26.07.2018 под номером 74555, 2-я гражданская, об обязании выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                      Дело № 33-2904/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        10 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 27 марта 2018 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Храмова Юрия Александровича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Храмова Юрия Александровича лекарственными препаратами:

- *** – 400 мг в количестве 180 таблеток по льготным рецептам от 31.08.2017, 03.10.2017, 03.11.2017;

- *** – 100 мг в количестве 120 таблеток по льготным рецептам льготные рецепты от 01.08.2017, 03.10.2017, 03.11.2017, 01.12.2017;

- *** 0,1 мг в количестве 180 таблеток по льготным рецептам от 31.08.2017, 03.11.2017, 01.12.2017.

В удовлетворении иска прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Храмова Юрия Александровича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в остальной части отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Храмова Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г. Ульяновска» о возложении обязанности выписать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности бесплатно обеспечить лекарственными препаратами.

Иск мотивирован тем, что Храмов Ю.А., *** г.р., инвалид *** группы, наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова г. Ульяновска» с диагнозом «***». Согласно назначениям врача истец нуждается в обеспечении лекарственными препаратами:

- ***, 400 мг, по 1 таб. 2 раза в день (60 таб. ежемесячно);

- ***, 100 мг, по 1 таб. 1 раз в день (30 таб. ежемесячно);

- с августа 2017 года *** 0,1 мг по 1 таб. 2 раза в день (60 таб. ежемесячно).

Между тем, на *** в январе, марте, мае, июле сентябре 2017 года льготные рецепты выписаны не были. Льготные рецепты от 31.08.2017, 03.10.2017, 03.11.2017 аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были.

На *** льготный рецепт не был выписан в июле 2017 года. Льготные рецепты от 01.08.2017, 03.10.2017, 03.11.2017, 01.12.2017 аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были.

На *** льготные рецепты от 15.08.2017, 31.08.2017, 03.11.2017, 01.12.2017 аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были.

Полагает, что при указанных выше обстоятельствах, в соответствии с законом, имеются основания для удовлетворения иска.

В ходе судебного разбирательства отказался от иска в части требований к государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г. Ульяновска» о возложении обязанности выписать рецепт на бесплатное получение лекарственные препараты: *** 400 мг в количестве 300 таблеток за январь, март, май, июль, сентябрь 2017 г.; Лозартан 100 мг в количестве 30 таблеток за июль 2017 г.

Определением суда от 27 марта 2018 года производство по делу в данной части прекращено.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в 2017 году Министерством закупались спорные лекарственные препараты согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что необеспечение истца лекарственным препаратом по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в соответствии с чем они не подлежат запасам впрок.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Кроме того считает, что медицинские показания Храмова Ю.А. могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарственными препаратами по спорным рецептам по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, Храмов Ю.А. просят оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Храмов Ю.А.*** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета, ему назначено применение по льготным рецептам ряда лекарственных препаратов.

Истцу были выписаны льготные рецепты:

31.08.2017, 03.10.2017, 03.11.2017 на препарат ***, 400 мг в количестве 180 таблеток;

01.08.2017, 03.10.2017, 03.11.2017, 01.12.2017 на препарат ***, 100 мг в количестве 120 таблеток;

31.08.2017, 03.11.2017, 01.12.2017 на препарат ***, 0,1 мг в количестве 180 таблеток.

Указанными лекарственными препаратами Храмов Ю.А. не был обеспечен в связи с отсутствием в аптеке.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Храмов Ю.А. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Храмова Ю.А. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 27 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: