Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по ч.1 ст.105 УК РФ оставлен без изменения
Документ от 11.07.2018, опубликован на сайте 23.07.2018 под номером 74422, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 116.1; ст. 116.1; ст. 116.1; ст. 119 ч.1; ст. 119 ч.1; ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Уланов А.В.

        Дело №22-1284/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск

                  11 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кислицы М.Н.,

судей Давыдова Ж.А., Старостина Д.С.,

с участием прокурора Чивильгина А.В.,

осужденного Никифорова  С.А., защитника – адвоката Гофман Т.А.,

при секретаре Лавренюк О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционной жалобе  осужденного Никифорова С.А., на приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 мая 2018 года, которым

 

НИКИФОРОВ Сергей Александрович,

***  судимый:

- приговором Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 ноября 2017 г. по ч.4 ст.264 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года с лишением права управлять транспортными средствами на срок 2 года 10 месяцев с отбыванием наказания в колонии поселении, (наказание не отбыто),

 

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок  9 лет.

 

На основании ч.1 ст.70 УК РФ к вновь назначенному наказанию, частично присоединена неотбытая часть наказания, назначенного приговором Чердаклинского районного  суда Ульяновской области от 17 ноября 2017 года и  окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с  лишением права управлять транспортными средствами на срок 2 года 10 месяцев.

 

Мера пресечения Никифорову С.А., до вступления приговора в законную силу, оставлена без изменения в виде содержания под стражей в ***

 

Срок наказания Никифорову С.А. постановлено исчислять с 26 ноября 2017 года.

 

Приговором решены вопросы о вещественных доказательствах и процессуальных издержках.

 

Апелляционное представление в отношении Никифорова  С.А. отозвано государственным обвинителем в соответствии с ч.3 ст.389.8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции.

 

Заслушав доклад судьи Давыдова Ж.А., выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Никифоров С.А. признан виновным в убийстве, то есть умышленном причинении смерти  другому человеку.

 

Преступление совершено в с. Шмелевка Старомайнского района Ульяновской области в отношении К*** Е.Н. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе осужденный Никифоров С.А. выражает несогласие с приговором суда и считает его чрезмерно суровым. По мнению осужденного, суд при постановлении приговора не учел противоправное поведение потерпевшего,  в связи  чем, он и был вынужден применить по отношению к нему физическую силу. Обращает внимание, что помогал погрузить потерпевшего в автомобиль скорой помощи. Указывает, что из-за нахождения в следственном изоляторе у него ухудшается состояние здоровья, поскольку ранее ему была проведена операция на щитовидной железе и он в течение 1 года был на второй группе. Полагает, что суд не учел наличие у него двоих несовершеннолетних детей. Просит пересмотреть приговор и снизить размер назначенного наказания. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

-        осужденный Никифоров С.А. и его адвокат Гофман Т.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, при этом осужденный Никифоров С.А. указал, что убивать К*** Е.Н. не желал, а адвокат Гофман Т.А. просила квалифицировать действия осужденного с учётом отсутствия у него умысла на убийство;

-        прокурор Чивильгин А.В. обосновал своё мнение о несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе и приведенных в судебном заседании, просил приговор в отношении Никифорова С.А. оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, находит приговор, постановленный в отношении Никифорова С.А. законным, обоснованным и справедливым.

 

Выводы суда о виновности осужденного Никифорова С.А., вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на фактических данных и подтверждаются совокупностью доказательств, собранных по делу. Указанные доказательства полно, всесторонне и объективно рассмотрены в судебном заседании и приведены в приговоре. Судом им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а всем собранным доказательствам в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

Все доводы Никифорова С.А. и его адвоката о неверной квалификации действий Никифорова С.А.  проверялись судом первой инстанции и мотивированно отвергнуты как необоснованные, опровергнутые показаниями свидетелей Г*** Е.С., Г*** К.Р., Н*** Д.С., К*** В.И., И*** Н.С., М*** З.С., другими доказательствами, исследованными в суде, подробное содержание которых изложено в приговоре.

 

В основу приговора обоснованно положены показания свидетелей Г*** Е.С. и Г*** К.Р., поскольку указанные показания согласуются между собой и не противоречивы.

Так из показаний свидетеля Г*** Е.С., данных в судебном заседании, следует, что Никифоров С.А. является её супругом. Так как Никифоров С.А. должен был отправиться отбывать наказание, она решила сожительствовать с К*** Е. С вечера 25 ноября 2017 года до 07 часов 26 ноября 2017 года она, Никифоров С., К***  Е., М*** З. и И*** Н.  употребляли спиртное у них дома. Около 8 часов М*** и И*** ушли, К*** уснул на кухне. Ушла в свою комнату, а Никифоров ушел в спальню. Через некоторое время услышала как Никифоров вышел из своей комнаты. В 8 часов 30 минут «хлопнула» входная дверь и из кухни донеслись 3-4 звука, характерные для ударов. Зашла на кухню и увидела, что Никифоров наносит удары по голове К*** металлической монтировкой. Видела не менее 10 ударов. К*** в этот момент находился в положении сидя за столом, облокотившись на руки. Пробовала остановить Никифорова, но он не реагировал на её слова, при этом удары наносил с большой силой. На её слова о том, что он убил К***, Никифоров ответил: «Я сказал убью, значит убью!». К*** тяжело дышал, не двигался. Никифоров позвал сына, с которым вытащил К*** из дома до тачки, а погрузив в тачку Никифоров отвез К*** на задний огород, где скинул на землю. Вернувшись в дом, Никифоров сказал, что К*** умрет, он все необходимое для этого сделал.

Из показаний свидетеля Г*** К.Р. следует, что 26 ноября 2017 года около 8 часов 50 минут услышала крик матери «Ты его убил!» и слова Никифорова: «Я сказал убью, значит убью!». Затем услышала три глухих удара, как будто били твердым по мягкому. Когда вышла на кухню увидела К***, который сидел на «уголке» облокотившись на стол, а слева от К*** стоял Никифоров с металлическим предметом, похожим на гвоздодер. Никифоров при ней нанес этим предметом К*** 2 удара в область затылка, при этом удары наносились со всей силы. В момент нанесения ударов К*** не сопротивлялся, не двигался, лежал и хрипел. Мать пыталась остановить Никифорова, но он не реагировал. Убежала к соседу К*** В., которому сказала, что Никифоров убивает К***, вызвала скорую помощь и полицию.

 

Положенные в основу приговора показания свидетелей Г*** Е.С., Г*** К.Р. верно признаны судом достоверными, поскольку оснований для оговора Никифорова С.А. у указанных свидетелей  не имелось.

 

При этом их показания также подтверждаются показаниями:

- свидетеля К*** В.И., из содержания которых следует, что 26 ноября 2017 года около 8 часов 20 минут к нему пришел Никифоров С.А. и попросил махорки, покурил и ушел. Через некоторое время прибежала Г*** К. и сказала, что папа убивает К***, запирайся, а то и нас убьёт. Также она ему сказала, что проснулась от шума, заглянула на кухню и увидела, как К***  сидел за столом, а Никифоров бил К*** какой-то железкой;

- свидетеля Никифорова Д.С., из содержания  которых следует, что когда его разбудил отец – Никифоров С.А., увидел, что в квартире много крови. К*** лежал на полу в прихожей на спине, тяжело дышал, на голове у него была кровь. Отец попросил его дотащить К*** до тачки, выполнил просьбу отца. Затем отец повез тачку на зады.

 

Виновность Никифорова С.А. также подтверждается заключениями судебно-медицинских экспертиз, из содержания которых следует, что причиной смерти К*** явилась открытая проникающая черепно-мозговая травма, проявившаяся множественными ушибленными ранами, ссадинами, кровоподтеками, кровоизлияниями в мягкие ткани головы, вдавленным оскольчатым переломом костей черепа с повреждением твердой  мозговой оболочки, ушибом и разрушением головного мозга, отеком, набуханием головного мозга, вклинением ствола и миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие.

Открытая проникающая черепно-мозговая травма состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти, классифицируется как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни и повлекшая смерть.

При физико-химическом исследовании поверхности с области ран были обнаружены следы железа, что свидетельствует о том, что железо могло входить в состав травмирующего предмета, что травмирующий предмет мог нести частицы железа на поверхности.

 

Из положения ч. 2 ст. 17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу.

 

Анализ и оценка показаний Никифорова С.А., данных им в ходе судебного заседания и на предварительном следствии, в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Суд правильно признал показания Никифорова С.А., данные им в судебном заседании  недостоверными и обоснованно положил в основу приговора, наряду с показаниями свидетелей Г*** Е.С. и Г*** К.Р., его показания, данные им на предварительном следствии, из содержания которых следует, что они по обстоятельствам причинения телесных повреждений Королеву согласуются с показаниями свидетелей Г***.

 

Всем доказательствам, представленным участниками процесса, суд дал надлежащую оценку. При этом суд, пришел к обоснованному выводу о доказанности виновности Никифорова С.А. в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку,  и, с учетом собранных доказательств, действия осужденного по  ч. 1 ст. 105 УК РФ  квалифицировал правильно.

 

Вопреки доводам жалобы, как видно из приговора, суд учел все обстоятельства, которые могли повлиять на его выводы. В приговоре приведены основания, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие. Каких-либо противоречий, а также предположений приговор суда не содержит. Данных о том, что суд необоснованно исследовал недопустимые доказательства, в материалах дела также не имеется. В основу приговора судом положены лишь те доказательства, которые были исследованы в судебном заседании и все они получили оценку в приговоре.

 

Достоверность доказательств, положенных судом в основу обвинительного приговора, у судебной коллегии также сомнений не вызывает, их совокупность не находится в противоречии по отношению друг к другу, исследована в судебном заседании с достаточной объективностью, на основе состязательности сторон, что позволило суду принять обоснованное и объективное решение по делу.

 

Оснований ставить под сомнение правильность установленных судом обстоятельств преступления, совершенного Никифоровым С.А., у судебной коллегии не имеется.

Данных о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство по делу проведены с явным обвинительным уклоном, были сопряжены с нарушением процессуальных прав осужденного, в материалах дела не имеется.

Из протокола судебного заседания видно, что исследовались все представленные сторонами доказательства. Оценка доказательств не в пользу стороны защиты сама по себе не свидетельствует о необоснованности выводов суда. Все ходатайства рассмотрены в соответствии с требованиями закона. Осужденный и его защитник были согласны закончить судебное следствие. Нарушений принципа состязательности сторон, необоснованных отказов осужденному и его защитнику в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, не допущено.

 

При назначении наказания Никифорову С.А. суд учел характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, данные о личности осужденного, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Вопреки доводам жалобы, суд учел в качестве обстоятельств, смягчающих наказание наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей, что и отразил в приговоре.

Судебная коллегия не находит иных обстоятельств, смягчающих наказание, которые можно было бы признать при назначении наказания Никифорову С.А., кроме указанных в приговоре.

Доводы Никифорова С.А. о плохом состоянии его здоровья, не подтверждаются материалами дела.

 

С учетом требований положений ст. 60 УК РФ, суд правильно пришел к выводу о необходимости назначения Никифорову С.А. наказания в виде реального лишения свободы и об отсутствии оснований для применения положения ст. 64 УК РФ.

 

Назначенное осужденному наказание соразмерно содеянному, является справедливым и отвечает установленным статьями 6 и 43 УК РФ целям и задачам, судебная коллегия не находит оснований для его смягчения.

 

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона или неправильного применения уголовного закона, влекущих за собой отмену либо изменение приговора, судом не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 мая 2018 года в отношении Никифорова Сергея Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу, – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи