Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 10.07.2018, опубликован на сайте 16.07.2018 под номером 74330, 2-я гражданская, об обязании выписать бесплатные лекарственные препараты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анципович Т.В.                                                      Дело № 33-2901/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        10 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора  Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 28 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Салминой   Татьяны Алексеевны удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить  Салмину  Татьяну Алексеевну лекарственными препаратами: *** дозировкой  10 мг, № 100 по рецептам от 08.06.2017  г., 15.11.2017 г.;  ***, дозировкой  1000 мг., № 60  по рецептам  от 20.07.2017 г., 24.08.2017 г., 21.09.2017 г., 16.10.2017 г., 15.11.2017 г.;  ***,  дозировкой 20 мг, № 30 по рецептам от 18.07.2017 г., ***,  дозировкой 100 мг, №30 по  рецептам от  23.08.2017 г.,  19.10.2017 г., 16.11.2017 г.

В удовлетворении исковых требований  прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Салминой Татьяны Алексеевны  к ГУЗ «Городская поликлиника №4» о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор  Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Салминой Т.А., обратился в суд с иском,  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,  ГУЗ «Городская поликлиника №4» о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты и бесплатно обеспечить лекарственными препаратами.

В обосновании иска указал, что  прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка по обращению Салминой Т.А., являющейся инвалидом *** группы по общему  заболеванию -  ***, относящегося к *** заболеваниям.

В ходе проведенной проверки установлено, что  Салмина Т.А. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: *** (***), ***. Согласно назначениям врача истица нуждается в обеспечении лекарственными препаратами: *** в сутки 40 мг; ***, дозировкой 1000 мг, 2 раза в день; ***, дозировкой 20 мг, по 1 таблетке 1 раз в день;  ***, дозировкой 100 мг 1 раз  в сутки. Однако в 2017 году ежемесячные рецепты на указанные препараты истице лечащим врачом выписывались нерегулярно, а выписанные рецепты лекарствами не обеспечивались.

Прокурор просил суд обязать ГУЗ «Городская поликлиника № 4» выписать Салминой Т.А. бесплатные рецепты на лекарственные препараты: *** за январь, февраль, март, май 2017 г.; ***, дозировкой 1000 мг, за февраль, март, апрель, май, июнь 2017 г.; ***, дозировкой 20 мг, за февраль, март, апрель, июнь, август, сентябрь, декабрь 2017 г.; *** за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2017 г.;  обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Салминой Татьяне Алексеевне лекарственными препаратами: *** по рецептам от 08.06.2017, 15.11.2017 дозировкой 10 мг № 100 каждый, всего 200 таблеток; ***, дозировкой 1000 мг, по рецептам от 20.07.2017, 24.08.2017, 21.09.2017,.16.10.2017, 15.11.2017, № 60 каждый, всего 300 таблеток; ***, дозировкой 20 мг, по рецептам от 18.07.2017 дозировкой 20 мг № 30; *** по рецептам от 23.08.2017, 19.10.2017, 16.11.2017 дозировкой 100 мг № 30 каждый, всего 90 таблеток.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные лекарственные препараты  согласно государственному контракту. 

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что не обеспечение истицы лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, не может быть назначено по решению суда.

Более того лекарственные препараты так же имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.  

Указывает на наличие срока годности рецептов, по истечению которых Министерство не вправе выдавать лекарственные препараты.

Кроме того указывает, что медицинские показания Салминой Т.А. могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.  

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить истицу необходимыми лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Салмина Т.А.,  является инвалидом *** группы  и  наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4»  с  диагнозом: «***».

Салмина Т.А.   имеет право  на льготы в части лекарственного обеспечения   за счет  федерального   и регионального бюджета.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное, наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2885-р Гидрокортизон, ***, ***, *** отнесены к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам на 2017 год, а также перечню лекарственных препаратов для медицинского применения и минимальному ассортименту лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Согласно  назначениям врачей  ГУЗ «Городская поликлиника №4» Салминой   Т.А., в том числе,  выписывались рецепты  на бесплатное обеспечение  следующими лекарственными препаратами: *** дозировкой  10 мг, № 100 –от 08.06.2017, 15.11.2017;  ***, дозировкой  1000 мг., № 60  от 20.07.2017, 24.08.2017, 21.09.2017, 16.10.2017, 15.11.2017;  ***,  дозировкой 20 мг, № 30  от 18.07.2017, ***  дозировкой 100 мг, №30 от  23.08.2017,  19.10.2017, 16.11.2017.

Согласно  данным региональной  информационной системы  Салмина   Т.А.  в 2017 году не обеспечена   лекарственными препаратами по вышеназванным рецептам.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016   за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Салмину Т.А.  лекарственными средствами: *** дозировкой  10 мг, № 100 по рецептам от 08.06.2017, 15.11.2017;  ***, дозировкой  1000 мг., № 60 по рецептам  от 20.07.2017, 24.08.2017, 21.09.2017, 16.10.2017, 15.11.2017;  ***,  дозировкой 20 мг, № 30 по рецепту  от 18.07.2017, ***  дозировкой 100 мг, №30 по рецептам  от  23.08.2017,  19.10.2017, 16.11.2017

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за не обеспечение Салминой Т.А. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственными препаратами: ***, ***, ***, ***  было полным и невыдача указанных лекарств  Салминой Т.А.  по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственными препаратами: ***, ***, ***, ***    носит постоянный характер,  соответственно обеспечение его  указанными препаратами по рецептам от 08.06.2017, 1807.2017, 20.07.2017, 23.08.2017, 24.08.2017, 21.09.2017, 16.10.2017, 19.10.2017, 15.11.2017, 16.11.2017 в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Салминой Т.А. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для   возложения  на лечебное учреждение обязанности выписать   Салминой   Т.А. бесплатные рецепты на  лекарственные препараты:  *** за январь, февраль, март, май 2017 года; ***, дозировкой 1000 мг, за февраль, март, апрель, май, июнь 2017 года; ***, дозировкой 20 мг, за февраль, март, апрель, июнь, август, сентябрь, декабрь 2017 года; *** за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2017 года,  поскольку  в настоящее время   ГУЗ  «Городская  поликлиника №4»  выписывает Салминой  Т.А.  рецепты  на  вышеназванные лекарственные препараты в достаточном  объеме, в связи с чем на  дату  вынесения   судебного решения  какого-либо нарушения   прав истца  со стороны данного  учреждения здравоохранения  не установлено, а  обеспечение  лекарственными   препаратами за прошлое время  в отсутствие   рецептов   действующим  законодательством  не предусмотрено.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Засвияжского района города Ульяновска в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 28 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: