Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании решения общего собрания собственников многоквартирного дома
Документ от 03.07.2018, опубликован на сайте 09.07.2018 под номером 74226, 2-я гражданская, о признании недействительными решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                                        Дело № 33-3092/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          03 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Туктаровой Н.В. 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе   Макушкиной Валентины Григорьевны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 27 апреля 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Малышевой Любови Михайловны, Седовой Любови Алексеевны к Макушкиной Валентине Григорьевне о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома удовлетворить.

Признать недействительными решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № *** по проезду ***  в г. Ульяновске, созванного по инициативе Макушкиной  Валентины Григорьевны, принятые в форме очно-заочного голосования в период с 18 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года, оформленные протоколом от 01 октября 2017 года № ***.

Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения представителя Макушкиной В.Г. – Салиховой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Малышева Л.М., Седова Л.А. обратились в суд с иском к Макушкиной В.Г. о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В обоснование заявленных требований указала,  что  в период с 18.09.2017 по 30.09.2017 по инициативе Макушкиной В.Г. было проведено общее собрание собственников жилого многоквартирного дома д.*** по пр.*** в г.Ульяновске, решения собрания оформлены протоколом  от 01.10.2017 № ***.

С принятыми решениями истцы не согласны, поскольку нарушены их права и законные интересы.

При проведении общего собрания были грубо нарушены  положения жилищного и гражданского законодательства: очная часть собрания фактически не проводилась; уведомления о проведении собрания большинству собственников не вручались и не были размещены на информационных стендах; бюллетени для голосования были вручены не всем собственникам, впоследствии сфальсифицированы; кворум для принятие решений отсутствовал.

Истцы просили  признать недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №*** по пр.*** в г.*** в форме очно-заочного голосования в период с 18.09.2017 по 30.09.2017, оформленные протоколом № *** от 01.10.2017.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Макушкина В.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы  указывает, что собрание собственников проведено с соблюдением всех требований жилищного законодательства. Заблаговременно, за 10 дней до начала проведения собрания все собственники помещений были уведомлены о  времени и месте его проведения путем размещения сообщения на информационном стенде в каждом подъезде дома. Представитель собственника муниципальных помещений был уведомлен путем направления сообщения. Приятые собственниками решения оформлены протоколом №*** от 01.10.2017. Итоги голосования своевременно размещены на информационных досках.

Полагает, что показания свидетелей со стороны истцов, указавшие на то, что они не видели размещенные объявления, не могут  свидетельствовать о нарушении порядка созыва собрания, а так же о том, что остальные собственники не были уведомлены о его проведении.

Выводы суда о нарушении подсчета голосов со стороны ответчика не соответствуют материалам дела.

Указывает, что оспариваемое собрание  является правомочным, кворум имелся (76,34% голосов).

Полагает, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих нарушение их прав принятыми на собрании решениями.

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

Порядок созыва, проведения и принятия решений общим собранием собственников регламентирован статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов об общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 – 4.3. части 2 статьи 44 настоящего кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов об общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

На основании части 3 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения, принятые на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Как установлено частью 1 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

В силу частей 1, 2 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя в соответствии с полномочиями, основанными на составленной в письменной форме доверенности на голосование, оформленной в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверенной нотариально.

Из материалов дела следует, что Малышева Л.М. является собственником квартиры *** в многоквартирном доме №*** по пр.*** в г.***. Седова Л.А. собственник квартиры № *** в том же доме.

 

В период с 18.09.2017 по 30.09.2017 в многоквартирном доме №*** по                     пр. *** в г. *** по инициативе собственника помещений в этом доме Макушкиной В.Г. проводилось внеочередное  общее собрание собственников помещений в форме очно-заочного голосования

На голосование было вынесено 15 вопросов, в том числе вопросы о расторжение договора управления многоквартирным домом с ООО «УК «Альтернатива», выбор способа управления многоквартирным домом № *** по              пр. ***  в г. ***  - управление управляющей организацией ООО «УК МегаЛинк» и заключение договоров с перечнем услуг и работ по управлению, содержанию, текущему ремонту многоквартирного дома; утверждение размера оплаты за услуги по управлению, содержанию, текущему ремонту многоквартирного дома.

Результаты решений, принятых собственниками помещений многоквартирного дома, оформлены протоколом общего собрания от 01.10.2017            № 2.

Согласно части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Суд, с учетом всех обстоятельств дела, вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Согласно протоколу общего собрания от 01 октября 2017 года № 6 в собрании приняли участие 100 собственников помещений, в том числе представитель муниципальной собственности, обладающих 2956,68 кв. м голосов, что составляет 76,34% от общего числа голосов в доме (3872,79 кв.м).

Как следует из материалов дела, реестр собственников помещений многоквартирного дома, из которого использовались данные  для подсчета голосов  составлен управляющей компанией и никем не заверен. Из данного реестра не следует информации о том, по состоянию на какой период сформирован указанный реестр, на какую дату актуализированы данные о собственниках жилых и нежилых помещений.

Сведений о том, что  данные реестра совпадают с данные регистрирующего органа, осуществляющего регистрацию прав на объекты недвижимости, не имеется.

Являющийся приложением к протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома от 01.10.2017 реестр собственников помещений в доме, принявших участие в голосовании, не заверен счетной комиссией.

Сведений о вручения бюллетеней для голосования собственникам помещений материалы дела не содержат.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели со стороны истцов – Я*** З.Х., Я*** Г.В., К*** О.Б., С*** Ю.А., З*** С.П. пояснили, что являются собственниками помещений в доме № *** по пр. *** в г. Ульяновске, об общем собрании, на котором приняты оспариваемые решения, их никто не уведомлял, сообщений об этом на информационных досках они не видели, бюллетени для голосования им не вручались, в связи с чем они были лишены  возможности участвовать в голосовании.

Более того, стороной истца предоставлен реестр собственников жилых помещений, в котором более 40 человек указывали на то, что об оспариваемом собрании информации не было, бюллетени для голосования им не вручались.

Из протокола следует, что подсчет голосов проводился в квартире № ***, то есть инициатора проведения общего собрания – Макушкиной В.Г.

Вместе с тем, допрошенная судом первой инстанции свидетель со стороны ответчика Ш*** Е.Н., являющаяся членом счетной комиссии, пояснила суду, что подсчет голосов проводился в ее квартире, а не в квартире № ***, как указано в протоколе. Кроме членов счетной комиссии, по пояснениям свидетеля              Ш*** Е.Н., при подсчете голосов присутствовал сотрудник ООО «УК Мегалинк», которая помогала в данном процессе.

Развернутого подсчета голосов по каждому из рассматриваемых вопросов с раскрытием информации по каждому голосовавшему не имеется.

Согласно данным прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска, в прокуратуре имеется коллективное обращение граждан о нарушении жилищного законодательства при проведении  внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в период с 18.09.2017 по 30.09.2018. Из пояснений обратившихся граждан следует, что подписи в решениях голосования, приложенных  протоколу, им не принадлежит. По результатам проверки подготовлено постановление о направлении материала проверки  для решения вопроса об уголовном преследовании.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели со стороны ответчицы, в частности свидетель Г*** А.Р., также указала на допущенные нарушения при проведении оспариваемого собрания. Так, свидетель пояснила, что приняла участие в голосовании, однако собственником жилого помещения она не является, просто проживает в нем.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, вышеприведенные обстоятельства в совокупности не подтверждают позицию ответчицы о наличии кворума при проведении оспариваемого собрания, что является существенным нарушением при проведении внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома.

Судебная коллегия  обращает внимание, что факт отсутствия кворума ставит под сомнение и факт надлежащего уведомления собственников многоквартирного дома о проведении общего собрания.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств соблюдения установленного законом порядка организации, проведения и оформления результатов оспариваемого собрания, ответчиками не представлено.

Недействительность оспариваемого собрания влечет за собой недействительность и принятых на нем решений.

При оценке степени нарушения прав истцов принятым решением, судебная коллегия учитывает, что истцы, как собственники многоквартирного дома,  вправе рассчитывать на то, что решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома, в том числе, касающиеся текущего ремонта, будут приниматься  полномочным собранием.

Вместе с тем, из протокола общего собрания от 01.10.2017 следует, что по вопросам, требующим принятие решения квалифицированным большинством,  требования законодательства не соблюдены. В частности, в отсутствие квалифицированного кворума разрешен вопрос №12, включенный в повестку дня о наделении членов совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета, полномочиями по принятию решений о текущем ремонте общего имущества.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а при разрешении вопроса о лишении собственника возможности решать вопросы по общему имуществу, необходимо соблюдение баланса интересов всех собственников, что в данном случае не было обеспечено.

Таким образом, решение общего собрания было принято с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы, как собственники, не принимали участие в собрании, их права и законные интересы нарушены оспариваемым собранием, соответственно у суда первой инстанции имелись  основания для признания решения общего собрания недействительным.

Доводы апелляционной жалобы Макушкиной В.Г. о том, что при принятии решения судом не была учтена судебная практика по конкретному аналогичному делу не принимается судебной коллегией, поскольку в Российской Федерации прецедентного права не существует.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города  Ульяновска от 27 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Макушкиной Валентины Григорьевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи