Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О прекращении права управления транспортным средством
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 10.07.2018 под номером 73952, 2-я гражданская, о прекращении права на управление ТС, обязании сдать водительское удостоверение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Антончев Д.Ю.                                                                    Дело № 33а-2549/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А*** С*** Н*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской  области в защиту прав неопределенного круга лиц к А*** С*** Н*** о прекращении права управления транспортными средствами и возложении обязанности по сдаче водительского удостоверения удовлетворить частично.

Прекратить право А*** С*** Н*** на управление  транспортными средствами, возникшее на основании выданного ему 30.07.2013 года водительского удостоверения серии 73 10 № 860344.

Обязать А*** С*** Н*** сдать водительское удостоверение серии 73 10 № 860344 на право управления транспортными средствами категории «В» в ГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Ульяновского района Ульяновской области – отказать.

Решение суда является основанием для внесения в автоматизированную базу учета выдачи водительских удостоверений УМВД России по Ульяновской области сведений о прекращении права А*** С*** Н*** на управление транспортными средствами.

Взыскать с А*** С*** Н*** государственную пошлину в доход местного бюджета в  размере 300 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения А*** С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к А*** С.Н. о прекращении права управления транспортными средствами, возложении обязанности сдать в УГИБДД УМВД России по Ульяновской области водительское удостоверение серии 73 10 № 860344, выданное 30.07.2013. В обоснование требований указал, что А*** С.Н. с 08.12.2017 состоит на диспансерном учете в ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» (далее  -ГКУЗ УОКНБ) с диагнозом «***». 30.07.2013 А*** С.Н. выдано водительское удостоверение, однако установленный административному ответчику диагноз является противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности. Наличие у А*** С.Н. водительского удостоверения и, соответственно, права управления транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: УГИБДД УМВД России по Ульяновской области и ГКУЗ УОКНБ.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе А*** С.Н. просит отменить решение суда как незаконное. Указывает, что ни судом, ни прокурором не была проведена проверка законности постановки его на учет в ГКУЗ УОКНБ. О нахождении на учете в наркологической больнице ему стало известно только после получения административного иска. Ссылается на то, что не имеет наркотической зависимости, что подтверждается его регулярными посещениями врачей. Судом не учтены обстоятельства, при которых он был поставлен на учет. Считает, что не нуждается в лечении и профилактическом наблюдении.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом мнения сторон, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 названного Федерального закона).

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее - Инструкция).

Инструкция предусматривает, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.

Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств составляет 1 год.

Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в том же порядке, что и прекращение диспансерного наблюдения, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.

Таким образом, при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических средств, необходимо выяснять наличие у данных лиц длительного (в течение года) неупотребления наркотических средств.

Судом установлено, что 30.07.2013 А*** С.Н. имеет водительское удостоверение 7310 № 860344, выданное 30.07.2013.

Согласно сведениям ГУЗ УОКНБ административный ответчик состоит на профилактическом учете с 08.12.2017 с диагнозом «***», F ***; взят на профилактический учет после получения постановления мирового судьи о привлечении к административной ответственности за отказ от медицинского освидетельствования нарколога по направлению полиции. В период обращения 21.12.2017 на диагностику (во исполнение постановления мирового судьи) наркологом ГУЗ УОКНБ А*** С.Н. был ознакомлен с порядком и правилами профилактического наблюдения. С января 2018 года он является на прием к врачу наркологу регулярно; подтверждения ремиссии для снятия с учета не имеет; продолжает находиться на профилактическом учете, так как нуждается в медико-реабилитационных мероприятиях. Не может быть допущен к управлению транспортным средством на основании перечня медицинских противопоказаний «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ – F10 – F16, F18, F19» до завершения медико-реабилитационных мероприятий, проводимых в рамках профилактического наблюдения в течение 1 года.

Установленный А*** С.Н. диагноз свидетельствует о наличии у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Учитывая отсутствие оснований для снятия административного ответчика с профилактического учета, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о прекращении права        А*** С.Н. на управление транспортными средствами является правильным.

Обоснованность постановки на профилактический учет административным ответчиком в установленном порядке не оспаривалась, в связи с чем у суда отсутствовали основания ставить под сомнение правомерность действий ГКУЗ УОКНБ при постановке А*** С.Н. на учет.

Доводы административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что ему не было известно о постановке на наркологический учет и порядке профилактического наблюдения, являются несостоятельными, поскольку в медицинской карте А*** С.Н. имеются сведения о том, что до него доведена под роспись информация об установленном диагнозе и порядке профилактического наблюдения, получено добровольное согласие на проведение профилактического наблюдения.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Изложенные А*** С.Н. в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные судом обстоятельства.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А*** С*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи