Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 21.06.2018, опубликован на сайте 27.06.2018 под номером 73928, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-17/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 июня 2018 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Новикова Олега Николаевича к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Новиков О.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанным жилым домом истец владеет на праве собственности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная по состоянию на 16 июня 2017 г., составляет 1 355 050 руб. 98 коп.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости ***  от 3 августа 2017 г. рыночная стоимость жилого дома по состоянию на 3 августа 2017 г. составляет
481 000 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости жилого дома его рыночной стоимости нарушает права собственника объекта недвижимости, так как влечет увеличение налоговых платежей.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость жилого дома равной его рыночной стоимости.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.

В судебное заседание административный истец Новиков О.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указывает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, так как права и законные интересы административного истца не нарушало, право истца на пересмотр кадастровой стоимости не оспаривает.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного истца, которое Правительством не оспаривается.

Представитель администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений суду не представил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года         № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  жилой дом.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от 21 ноября 2017 г. № 30 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц с определением налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, расположенных в пределах муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Новиков О.Н. является собственником объекта недвижимости в виде жилого дома, общей площадью 82,2 кв. м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Кадастровая стоимость жилого дома изначально определена постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 г. № 481-П в размере 273 301 руб. 34 коп. по состоянию на 1 ноября 2012 г.  Впоследствии в связи с уточнением площади объекта капитального строительства, составившей 82,8 кв.м, кадастровая стоимость была пересчитана и по состоянию на 16 июня 2017 г. составила 1 355 050 руб. 98 коп. (акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от          16 июня 2017 г. № 9456).

В подтверждение своих доводов о несогласии с указанной кадастровой стоимостью объекта недвижимости административный истец представил отчет от        3 августа 2017 г. № 31/08/17Н об оценке рыночной стоимости жилого дома, которым рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером *** по состоянию на 3 августа 2017 г. определена в размере 481 000 руб.

Отчет подготовлен оценщиком ***

В соответствии с приведенными выше положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности судом по делу назначена и проведена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости жилого дома, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость, по состоянию на 16 июня 2017 г.

Производство экспертизы поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению № 1997/03-4 от 31 мая 2018 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость жилого дома по состоянию на 16 июня 2017 г. составляла 500 000 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспорено.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими частичному удовлетворению.

В удовлетворении заявленного требования об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере его рыночной стоимости 481 000 руб. следует отказать, поскольку указанный размер определен оценщиком *** по состоянию на 3 августа 2017 г., то есть, не на дату, на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, поэтому отчет, представленный административным истцом, судом не может быть принят в качестве доказательства по делу.

Доказательств, свидетельствующих об иной, нежели указанной в заключении эксперта, величине рыночной стоимости жилого дома, материалы дела не содержат.

При назначении судом экспертизы предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который оплату не произвел. Экспертное учреждение ходатайствовало о взыскании расходов по экспертизе при вынесении решения.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость жилого дома, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже его кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении          № 20-П от 11 июля 2017 г., расходы по производству судебной экспертизы подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения с Правительства Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Новикова Олега Николаевича о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 июня 2017 г. –  500 000 руб.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Новикова О.Н. о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома отказать.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 11 декабря 2017 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Федерального бюджетного учреждения Ульяновской лаборатории судебной экспертизы расходы по производству экспертизы 25 025 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина