Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 26.06.2018 под номером 73863, 2-я гражданская, об обязании выписать лекасртвенные препараты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                     Дело № 33-2349/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора  Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Угленкова Никиты Михайловича, удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписать несовершеннолетнему Угленкову Никите Михайловичу рецепты на бесплатное получение специализированного продукта для диетического лечебного питания – *** в сутки за период с 24.10.2017 по 31.12.2017.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Угленкова Никиту Михайловича лекарственными препаратами:

***.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение в части возложения на Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписать несовершеннолетнему Угленкову Никите Михайловичу рецепты на бесплатное получение специализированного продукта для диетического лечебного питания – *** в сутки за период с 24.10.2017 по 31.12.2017, а также в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности обеспечить Угленкова Никиту Михайловича лекарственными препаратами *** - по рецепту от 31.08.2017, *** - по рецепту от 02.06.2017 обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Угленкова Н.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница» (далее - ГУЗ «ДГКБ г. Ульновска») о возложении обязанности выписать несовершеннолетнему Угленкову Н.М. бесплатные рецепты на лекарственные препараты и обеспечить последними несовершеннолетнего. В обоснование иска указал, что несовершеннолетний Угленков Н.М., *** года рождения, страдает хроническим заболеванием, в связи с чем наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г.Ульновска», нуждается
в постоянном приеме лекарственных препаратов, а именно: ***, на которые несовершеннолетнему лечащим врачом выписывались рецепты. Однако по данным рецептам несовершеннолетний не был обеспечен лекарственными препаратами. На ряд препаратов рецепты лечащим врачом ребенку не выписывались. Кроме того, в комплексной терапии несовершеннолетний нуждается в специализированном продукте диетического питания – *** в день, на которую рецепты лечащим врачом не выписывались.
Просил обязать: ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» выписать несовершеннолетнему Угленкову Н.М. бесплатные рецепты на лекарственные препараты *** - за период с августа 2017 г., *** за сентябрь 2017 г.; *** за период январь, март, май, октябрь 2017 г.; *** за январь 2017 г.;  *** за январь 2017 г.; ***, 20 мл за период январь, февраль 2017 г.; *** за январь 2017 г.;  специализированный продукт диетического питания *** в день, за период январь - декабрь 2017 г.; Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - бесплатно обеспечить несовершеннолетнего Угленкова Н.М. лекарственными препаратами: *** - по рецептам от 31.08.2017, 02.10.2017, 01.11.2017; *** - по рецептам от 02.06.2017, 03.07.2017, 04.08.2017, 01.11.2017; *** - по рецептам от 03.07.2017, 04.08.2017, 31.08.2017, 02.10.2017, 01.11.2017; *** - по рецептам от 31.08.2017, 02.10.2017, 01.11.2017; *** - по рецепту от 01.11.2017*** - по рецептам от 02.10.2017, 01.11.2017; *** - по рецепту от 01.1.2017; *** - по рецептам от 02.10.2017, 01.11.2017; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05.02.2018 производство по делу в части требований  прокурора в интересах несовершеннолетнего Угленкова Н.М. об обязании ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» выписать несовершеннолетнему бесплатные рецепты на лекарственные препараты: *** - за период с августа 2017 г; *** за сентябрь 2017 г.; *** за период январь, март, май, октябрь 2017 г.; *** за январь 2017 г.; *** за январь 2017 г.; *** за период январь, февраль 2017 г.; *** за январь 2017 г.; и в части требований об обязании Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнего Угленкова Н.М. лекарственными препаратами: *** - по рецепту от 03.07.2017; *** - по рецепту от 01.11.2017; *** - по рецепту от 01.11.2017; *** - по рецепту от 01.11.2017; *** - по рецепту от 01.11.2017, прекращено в связи с отказом законного представителя несовершеннолетнего и прокурора от указанной части требований.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, врача ГУЗ «ДГКБ  г.Ульяновска» Новикову О.Ю., акционерное общество «УльяновскФармация» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты *** по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Указывает, что частично льготные рецепты, выписанные несовершеннолетнему, в течение 2017 года обеспечивались. Полагает, что необеспечение Угленкова Н.М. спорными лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение лекарственными препаратами по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Угленков Н.М., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также указывает на отсутствие возможности обеспечить несовершеннолетнего лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года. Просит учесть, что льготные рецепты на специализированный продукт для диетического лечебного питания – *** в сутки за период с 24.10.2017 по 31.12.2017 не выписывались. Лекарственные препараты не подлежат запасам впрок, обеспечение Угленкова Н.М. лекарствами за 2017 год повлечет увеличение количества препаратов в 3-4 раза. По мнению автора жалобы, употребление лекарств в таком количестве повлечет негативные последствия для здоровья ребенка, а в случае неиспользования лекарств по назначению – неэффективное использование бюджетных средств. Обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства стороной ответчика было заявлено ходатайство о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы по вопросу нуждаемости Угленкова Н.М. в специализированным продуктом диетического питания в заявленном объеме. Однако данное ходатайство судом было отклонено, мотивы такого разрешения ходатайства судом указаны не были в судебном решении также не изложены.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, АО «УльяновскФармация», законный представитель несовершеннолетнего - Угленкова Т.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний Угленков Н.М., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием «***», с которым наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска», нуждается в приеме ряда лекарственных препаратов.

Лечащим врачом несовершеннолетнему были выписаны рецепты на лекарственные препараты: 31.08.2017, 02.10.2017, 01.11.2017 – на лекарственный препарат урсодезоксихолевая кислота, суспензия для приема внутрь, 250мг/5мл №1;

02.06.2017, 04.08.2017, 01.11.2017 – на лекарственный препарат *** ;

03.07.2017, 04.08.2017, 31.08.2017, 02.10.2017 м – на лекарственный препарат ***;

31.08.2017, 02.10.2017 -  на лекарственный препарат ***;

01.11.2017 -  на лекарственный препарат ***

02.10.2017 – на лекарственный препарат ***;

02.10.2017, 01.11.2017 – на лекарственный препарат ***.

Однако, лекарственными препаратами по указанным выше рецептам несовершеннолетний Угленков Н.М. обеспечен не был. 

Кроме того, решением врачебной комиссии № 650 от 24.10.2017 установлено, что ребенок нуждается в обеспечении  специализированным продуктом для диетического лечебного питания – ***.

Также установлено, что рецепт на бесплатное получение специализированного питания законному представителю ребенка не был выписан, указанным продуктом  ребенок обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего Угленкова Н.М. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и такое заболевание, как  «***» с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).

Лекарственные препараты, в приеме которых нуждается несовершеннолетний Угленков Н.М., включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения несовершеннолетнего Угленкова Н.М. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить несовершеннолетнего Угленкова Н.М. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетний Угленков Н.М.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость несовершеннолетнего Угленкова Н.М. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить несовершеннолетнего Угленкова Н.М. лекарственными препаратами в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, приведенными выше положениями законодательства, устанавливающими порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, не предусмотрена возможность оформления рецептов за прошедшее время.  

Таким образом, доводы апелляционной жалобы в части возложения на ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» обязанности выписать рецепты на бесплатное получение специализированного продукта для диетического лечебного питания за период с 24.10.2017 по 31.12.2017 являются по своей сути обоснованными.

Однако, из представленных материалов следует, что решение суда в части возложения на ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» обязанности выписать рецепты на бесплатное получение специализированного продукта для диетического лечебного питания в настоящее время исполнено, о чем свидетельствует представленные в суд апелляционной инстанции копии рецепта и справки учреждения здравоохранения, а также постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 20 февраля 2018 года об окончании исполнительного производства в отношении ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» в связи с исполнением требований исполнительного документа.

Поскольку в соответствии с принципом уважения собственности не допускается произвольное лишение полученного по решению суда имущества, решение суда в части возложения на ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» обязанности выписать несовершеннолетнему Угленкову Н.М. бесплатные рецепты на бесплатное получение специализированного продукта для диетического лечебного питания – *** в сутки за период с 24.10.2017 по 31.12.2017, отмене не подлежит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный закон применен судом правильно.

Нарушений норм процессуального законодательства судом первой инстанции, вопреки доводам жалобы, также допущено не было. Заявленное представителем ответчика в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ходатайство о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы было разрешено в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи