Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в выплате единовременной денежной выплаты
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 26.06.2018 под номером 73848, 2-я гражданская, о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, взыскании недополученных денежных сумм, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                Дело № 33-2352/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гмызиной Татьяны Анатольевны на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 07 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Гмызиной Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о признании права на получение с 01 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, возложении обязанности произвести ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, за период с 01 сентября 2005 года по январь 2017 года включительно с учетом индексации и пеней, перерасчете и доплате ежемесячной денежной выплаты за период с 01 января 2005 года по 01 сентября 2005 года в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с учетом индексации, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Гмызиной Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гмызина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ульяновска (межрайонному) (далее – ГУ – УПФ РФ в Железнодрожном районе г. Ульяновска), государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонному) (далее – ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска) о признании за ней права на получение с 01 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, возложении обязанности произвести такую выплату за период с 01 сентября 2005 года по январь 2017 года включительно с учетом индексации и пени, а также обязанности по производству перерасчета и доплаты данной выплаты за период с 01 января по 01 сентября 2005 года с учетом индексации. В обоснование иска указала, что является супругой военнослужащего ***., погибшего 29 августа 1992 года. Имея такой статус, она в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» имела и пользовалась льготами, приравненными к льготам, установленным для участников Великой Отечественной войны. С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года система мер социальной поддержки в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. С 01 января 2005 года ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска назначило ей ежемесячную денежную выплату (далее – ЕДВ) в размере 150 руб., а не в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Решением ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска № 5 от 09 сентября 2005 года ей было отказано в выплате ЕДВ со ссылкой на то, что она является трудоспособной, и не имеет права на ЕДВ. С февраля 2017 года выплату ЕДВ в установленном размере ей производит ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска. По вине ответчиков она была лишена социальной защиты, предоставленной ей государством. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 января 2008 года, пенсионный орган обязан был в беззаявительном порядке вынести решение о назначении ей ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР», в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны. Просила признать за ней право на получение с 01 января 2005 года ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны; произвести ей выплату ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, за период с 01 сентября 2005 года по январь 2017 года включительно с учетом индексации и пени; произвести перерасчет и доплату ЕДВ за период с 01 января по 01 сентября 2005 года в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с учетом индексации.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение  «Военный комиссариат Ульяновской области» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гмызина Т.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Излагая фактические обстоятельства дела, указывает, что с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы, ранее предоставлявшиеся ветеранам, в том числе участникам Великой Отечественной войны, в натуральной форме были заменены ежемесячной денежной выплатой. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» был дополнен ст.23.1, касающейся ежемесячной денежной выплаты. При этом право на получение ежемесячной денежной выплаты не связано с трудоспособностью ее получателя. Ее исковые требования были основаны на ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», дающей ей с 01 января 2005 года право на получение ЕДВ. Однако суд, отказывая в удовлетворении требований, сослался на ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Неправомерной является и ссылка суда на Федеральный закон № 160-ФЗ от 22 июля 2010 года, так как он вносит изменения в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». По мнению автора жалобы, вывод суда о том, что она не обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении ЕДВ, не соответствует действительности. С таким заявлением она обращалась, и выплата ей была назначена, а затем незаконно отменена. Кроме того, выплата должна была ей производиться в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Кроме того, письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 января 2008 года обязывало пенсионный орган в беззаявительном порядке принять решение о назначении ей ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гмызина Т.А. является вдовой военнослужащего ***., погибшего при исполнении обязанностей военной службы 29 августа 1992 года.

Решением ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 15 декабря 2004 года Гмызиной Т.А. с 01 января 2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата как члену семьи погибшего участника Великой Отечественной войны на основании ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 44 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации».

Решением ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 09 сентября 2005 года Гмызиной Т.А. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты со ссылкой на ст. 21.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах»), поскольку Гмызина Т.А. является трудоспособным лицом, не получает пенсию по случаю потери кормильца и, соответственно, не имеет права на ежемесячную денежную выплату.

С 03 февраля 2016 года Гмызина Т.А. является получателем пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации.

10 марта 2017 года Гмызина Т.А. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как вдове участника Великой Отечественной войны, данная выплата ей назначена и в настоящее время выплачивается.

Полагая, что по вине ответчика она была лишена ежемесячной денежной выплаты в период с 01 сентября 2005 года по январь 2017 года (включительно), а в период с 01 января по 01 сентября 2005 года – в размере, установленном для вдовы участника Великой Отечественной войны, Гмызина Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.

Оснований не соглашаться с выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) было установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

При этом пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) предусматривалось, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супругу (супруге) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 160-ФЗ, вступившим в действие с 06 августа 2010 года, пункт 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» был изложен в новой редакции, действующей и в настоящее время, согласно которой независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

Из приведенных выше положений закона следует, что до внесения изменений в ст.21 Федерального закона «О ветеранах» (до 06 августа 2010 года) право на получение ЕДВ из числа супругов погибших военнослужащих имели нетрудоспособные супруги, к которым Гмызина Т.А. в тот период времени не относилась.

В дальнейшем за назначением ЕДВ Гмызина Т.А. обратилась в пенсионный орган только 10 марта 2017 года, и на основании ее заявления ей была назначена и выплачивается ЕДВ в установленном размере.

До 18 мая 2013 года действовал Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года № 294.

Пунктом 2.1 названного Порядка предусматривалось, что решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 года в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.

В том случае, если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 года, не были представлены до указанного срока, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 года.

Пунктом 12 названного выше Порядка было установлено, что граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Пунктом 14 названного выше Порядка предусматривалось, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года № 353н и действующий с 19 мая 2013 года Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации также не отменяет заявительный порядок назначения спорной ежемесячной денежной выплаты.

Из приведенных предписаний закона следует, что ими закреплен присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на социальную выплату (меру социальной поддержки).

Таким образом, в силу закона назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, то есть для оформления ее получения гражданин должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.

Как было указано выше, назначенная с 01 января 2005 года Гмызиной Т.А. ЕДВ решением ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 09 сентября 2005 года была отменена. Данное решение Гмызина Т.А. не обжаловала, с заявлением о назначении ЕДВ до 10 марта 2017 года не обращалась.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Гмызиной Т.А. в какой-либо части.

Утверждения Гмызиной Т.А. о том, что на основании письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 января 2008 года «О порядке применения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2007 года № 331-О-П» пенсионный орган был обязан в беззаявительном порядке принять решение о назначении ей ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, несостоятельны.

Разъяснения, содержащиеся в данном письме, касаются жен военнослужащих, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Поскольку назначенная Гмызиной Т.А. с 01 января 2005 года ЕДВ решением пенсионного органа от 09 сентября 2005 года была отменена, оснований утверждать о том, что Гмызиной Т.А. было реализовано указанное выше право, не имеется.

Решение от 09 сентября 2005 года об отмене ЕДВ Гмызина Т.А. не обжаловала, в связи с чем ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска правомерно было заявлено о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции при рассмотрении спора обоснованно руководствовался ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» с учетом изменений, внесенных в данную норму, поскольку она устанавливает порядок предоставления мер социальной поддержки (в соответствии с пенсионным законодательством) отдельным категориям граждан, в том числе супругам погибших военнослужащих.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно. Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 07 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гмызиной Татьяны Анатольевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи