Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании бездействия
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 27.06.2018 под номером 73816, 2-я гражданская, об оспаривании бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                                      Дело № 33а-2359/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                  19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П., 

при секретаре  Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                   22 февраля 2018 года, с учетом  определением того же суда об исправлении описки от 03 апреля 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница» в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:

в соответствии с требованиями пункта 10.4.2 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить строгое зонирование внутренних помещений операционной отделения микрохирургии глаза (стерильная зона, зона строгого режима, зона общебольничного режима);

в соответствии с требованиями пункта 10.4.9 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» выделить полный набор помещений в операционной отделения микрохирургии глаза в зоне строгого режима (предоперационная, помещение хранения стерильных материалов, вспомогательные помещения), выделить зону общебольничного режима (шлюз);

в соответствии с требованиями п.10.4.1 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»  оборудовать помещения операционного блока отделения микрохирургии глаза автономной системой приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей параметры микроклимата, чистоту воздуха;

в соответствии с требованиями п.10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусмотреть раздельные входы в операционный блок отделения микрохирургии глаза для пациентов (через шлюз), для персонала (через санитарный пропускник);

в соответствии с требованиями п.10.16.3 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить в патологоанатомическом отделении два секционных зала, один из которых на один секционный стол, с запасным наружным входом;

в соответствии с требованиями п.10.16.2 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в патологоанатомическом отделении обеспечить изолированное помещение для вскрытия инфицированных трупов с отдельным входом снаружи;

в соответствии с требованиями пункта 10.4.9  раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить операционную отделения реконструктивной и пластической хирургии достаточным набором помещений, предусмотреть санитарный пропускник для персонала, помещения для переодевания сотрудников и проведения гигиенической обработки рук;

в соответствии с требованиями пункта 10.4.2 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить операционную в отделении реконструктивной и пластической хирургии для соблюдения режима санитарного пропускника для входа персонала необходимым набором помещений в зоне строго режима (предоперационная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения), выделить зону общебольничного режима (шлюз);

в соответствии с требованиями пункта 10.12.1 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить отделение реконструктивной и пластической хирургии необходимым набором помещений, соответствующим производимым в них технологически процессам, выделить раздельные помещения для перевязочной и процедурного кабинета;

в соответствии с требованиями пункта 10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» оборудовать в отделении реконструктивной и пластической хирургии раздельный вход для перевязочного и процедурного кабинета;

обеспечить соответствие площадей функциональных помещений в отделении реконструктивной и пластической  хирургии требованиям приложения № 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (норма на 1 койку не менее 7 м.кв, площадь операционной не менее 36 м.кв, перевязочной не менее 18 м.кв).

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница».       

В иске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к  Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить  финансирование мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая  больница» - Хакимовой Д.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

установила:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница» (далее ГУЗ УОКБ),  Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о  возложении обязанности по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечению финансирования мероприятий по их  устранению.

В обоснование исковых требований указал, что ГУЗ УОКБ является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, начиная с 2015 года  неоднократно проводились выездные проверки  в отношении ГУЗ УОКБ, в  результате которых  были выявленные нарушения обязательных требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выданы предписания

Требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области                       ГУЗ УОКБ  не исполнены.

Несмотря на неоднократное привлечение ГУЗ УОКБ   к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5  КоАП РФ за невыполнение законных предписаний должностного лица (органа), осуществляющего государственный надзор (контроль), должных мер по исполнению требований об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства принято не было.

Истец просил обязать ГУЗ УОКБ в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу  обеспечить выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ УОКБ.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выражает несогласие с состоявшимся судебным решением, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене в части возложения обязанности на Министерство по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ УОКБ.  Указывает, что  ГУЗ УОКБ  является  юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Медицинское  учреждение имеет следующие  источники доходов:  за счет средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент, и доход от предпринимательской или иной деятельности. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Считает,  что судом  необоснованно из числа ответчиком   исключено Министерство  финансов  Ульяновской  области.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУЗ УОКБ указывает на невозможность устранения выявленных нарушений требований СанПиН в течение                1 года со дня вступления решения суда в законную силу, вследствие значительных финансовых затрат, а также проведения большого объема строительных и технических работ.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Управления Роспотребнадзора по  Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства здравоохранения, семьи  и социального  благополучия  Ульяновской области,  в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из содержания ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

В силу ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Из содержания ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии с требованиями пункта 10.4.2 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПиН 2.1.3.2630-10) в операционных блоках предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз). В шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока «красной чертой». 

Согласно пункта 10.4.9 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее - в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока. 

Как следует из требований п.10.4.1 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для неотложной хирургии могут размещаться в составе приемных отделений. 

Согласно пункта 10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10  в операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока. 

Согласно требований пункта 10.16.3  раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в патолого-анатомическом отделении должны быть предусмотрены как минимум две секционные, одна из которых на один секционный стол, с запасным наружным входом. 

Пунктом 10.16.2 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10   предусмотрено, что в отделении выделяются зоны: административно-хозяйственная, секционная, лабораторная, инфекционная, ритуальная. В отделении предусматриваются не менее трех входов (доставка трупов, вход персонала и посетителей, вход в траурный зал). Помещения для вскрытия инфицированных трупов должны быть изолированными и иметь отдельный вход снаружи. 

Из пункта 10.4.9  раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10   следует, что в операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее - в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока. 

В соответствии с требованиями пункта 10.12.1 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10   состав помещений определяется технологическим процессом и мощностью учреждения. 

Согласно требованиям пункта 10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока. 

Как установлено судом, в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области деятельности в ГУЗ УОКБ  выявлены нарушения   требований санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях отделения микрохирургии глаза, отделении реконструктивной и пластической хирургии,  патологоанатомическом отделении.

Удовлетворяя требования Управления  Роспотребнадзора Ульяновской области прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению  нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ УОКБ.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии Уставом ГУЗ УОКБ  учредителем и собственником  имущества   учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя   учреждения от имени Ульяновской  области осуществляет  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п. 2.2.17 Положения), получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (п. 2.2.19 Положения).

На основании установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку полномочия по финансированию мероприятий по  устранению  нарушений   требований санитарно-эпидемиологического законодательства возложены на Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, суд правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность по  обеспечению финансирования мероприятий  по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического  законодательства в  ГУЗ УОКБ.

С учетом  вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что  Министерство здравоохранения, семьи и  социального благополучия Ульяновской области  является ненадлежащим ответчиком по делу  являются несостоятельными.

Решение суда является правильным, основано на надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 февраля 2018 года, с учетом  определения того же суда об исправлении описки от 03 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи