УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Земцова О.Б.
Дело № 33а-2359/2018
А П
Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е
Н И Е
город Ульяновск 19 июня 2018
года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,
при секретаре Курановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 февраля 2018 года, с учетом определением того же суда об исправлении
описки от 03 апреля 2018 года, по которому постановлено:
исковые требования
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская
областная клиническая больница» в срок в течение 1 года со дня вступления
решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:
в соответствии с требованиями пункта 10.4.2 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить строгое зонирование
внутренних помещений операционной отделения микрохирургии глаза (стерильная
зона, зона строгого режима, зона общебольничного режима);
в соответствии с требованиями пункта 10.4.9 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» выделить полный набор помещений в
операционной отделения микрохирургии глаза в зоне строгого режима
(предоперационная, помещение хранения стерильных материалов, вспомогательные
помещения), выделить зону общебольничного режима (шлюз);
в соответствии с требованиями п.10.4.1 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность»
оборудовать помещения операционного блока отделения микрохирургии глаза
автономной системой приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей параметры
микроклимата, чистоту воздуха;
в соответствии с требованиями п.10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» предусмотреть раздельные входы в
операционный блок отделения микрохирургии глаза для пациентов (через шлюз), для
персонала (через санитарный пропускник);
в соответствии с требованиями п.10.16.3 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить в патологоанатомическом
отделении два секционных зала, один из которых на один секционный стол, с
запасным наружным входом;
в соответствии с требованиями п.10.16.2 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» в патологоанатомическом отделении
обеспечить изолированное помещение для вскрытия инфицированных трупов с
отдельным входом снаружи;
в соответствии с требованиями пункта 10.4.9 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность» обеспечить операционную отделения реконструктивной и
пластической хирургии достаточным набором помещений, предусмотреть санитарный
пропускник для персонала, помещения для переодевания сотрудников и проведения
гигиенической обработки рук;
в соответствии с требованиями пункта 10.4.2 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить операционную в отделении
реконструктивной и пластической хирургии для соблюдения режима санитарного
пропускника для входа персонала необходимым набором помещений в зоне строго
режима (предоперационная, помещения хранения стерильных материалов и другие
вспомогательные помещения), выделить зону общебольничного режима (шлюз);
в соответствии с требованиями пункта 10.12.1 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» обеспечить отделение реконструктивной
и пластической хирургии необходимым набором помещений, соответствующим
производимым в них технологически процессам, выделить раздельные помещения для
перевязочной и процедурного кабинета;
в соответствии с требованиями пункта 10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность» оборудовать в отделении
реконструктивной и пластической хирургии раздельный вход для перевязочного и
процедурного кабинета;
обеспечить соответствие площадей функциональных помещений в отделении
реконструктивной и пластической хирургии
требованиям приложения № 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (норма на 1
койку не менее 7 м.кв, площадь операционной не менее 36 м.кв, перевязочной не
менее 18 м.кв).
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению
нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ «Ульяновская
областная клиническая больница».
В иске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Министерству финансов Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить
финансирование мероприятий по устранению нарушений требований
санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя
государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная
клиническая больница» - Хакимовой Д.М.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Управление федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
(далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось
в суд с административным иском к Государственному учреждению здравоохранения
«Ульяновская областная клиническая больница» (далее ГУЗ УОКБ), Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области о
возложении обязанности по выполнению требований
санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечению финансирования
мероприятий по их устранению.
В обоснование исковых требований указал, что ГУЗ
УОКБ является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником
имущества является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя
Учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской
области, начиная с 2015 года
неоднократно проводились выездные проверки в отношении ГУЗ УОКБ, в результате которых были выявленные нарушения обязательных
требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выданы предписания
Требования
Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ГУЗ УОКБ не исполнены.
Несмотря на
неоднократное привлечение ГУЗ УОКБ к
административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение законных предписаний
должностного лица (органа), осуществляющего государственный надзор (контроль),
должных мер по исполнению требований об устранении нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства принято не было.
Истец просил обязать ГУЗ УОКБ в срок в
течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность»; обязать Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению
нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ УОКБ.
Судом к участию в деле в качестве соответчика
было привлечено Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области выражает несогласие с состоявшимся судебным решением,
считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм
материального права и подлежащим отмене в части возложения обязанности на
Министерство по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ УОКБ. Указывает, что ГУЗ УОКБ
является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, лицевые счета. Медицинское учреждение имеет следующие источники доходов: за счет средств ОМС, бюджетное
финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент, и доход от
предпринимательской или иной деятельности. Все денежные средства, находящиеся в
распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии
с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».
Считает, что судом необоснованно из числа ответчиком исключено Министерство финансов
Ульяновской области.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУЗ УОКБ указывает на
невозможность устранения выявленных нарушений требований СанПиН в течение 1 года со дня вступления
решения суда в законную силу, вследствие значительных финансовых затрат, а
также проведения большого объема строительных и технических работ.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов Ульяновской
области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
Представители
Управления Роспотребнадзора по
Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области,
Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, в суд не явились, о дне и времени
рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система
мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и
социального характера, осуществляемых органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Из содержания ст. 79
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» следует, что медицинская организация обязана
организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе порядками
оказания медицинской помощи, и на основе стандартов
медицинской помощи.
В силу ст. 85
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том
числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
осуществляемый в соответствии с законодательством
Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из содержания ст. 1
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологические требования -
обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и
граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими
территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных
средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека,
угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются
государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими
нормативами (далее - санитарные правила),
а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов
ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения
(использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в
соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими
регламентами.
В силу ст. 11
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования
санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных
лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека
выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции
производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных
и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации
населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством
проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических
требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве,
транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию
безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства,
критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и
разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно
информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных
ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с
требованиями пункта 10.4.2 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность» (далее СанПиН 2.1.3.2630-10) в операционных блоках
предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону
(операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки
больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие
вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного
пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз). В шлюзе
персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки
отделения на каталку операционного блока. Далее персонал операционного блока
перевозит пациента в операционную. Зона общебольничного режима (после шлюза)
отделяется от остальных помещений операционного блока «красной чертой».
Согласно пункта
10.4.9 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционных блоках санитарные
пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в
составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом
и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал
снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит
гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые
хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь,
бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее - в
предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в
санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для
сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек,
бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости,
принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из
операционного блока.
Как следует из
требований п.10.4.1 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 операционные блоки
должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой
приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые
параметры микроклимата, чистоту воздуха. При размещении операционного блока
изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные
утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими
лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для
неотложной хирургии могут размещаться в составе приемных отделений.
Согласно пункта
10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционные блоки
предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала
(через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через
предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного
(наркозная) или из коридора оперблока.
Согласно требований
пункта 10.16.3 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 в патолого-анатомическом отделении должны быть предусмотрены как
минимум две секционные, одна из которых на один секционный стол, с запасным
наружным входом.
Пунктом 10.16.2
раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что в
отделении выделяются зоны: административно-хозяйственная, секционная,
лабораторная, инфекционная, ритуальная. В отделении предусматриваются не менее
трех входов (доставка трупов, вход персонала и посетителей, вход в траурный
зал). Помещения для вскрытия инфицированных трупов должны быть изолированными и
иметь отдельный вход снаружи.
Из пункта
10.4.9 раздела 10 главы 1 СанПиН
2.1.3.2630-10 следует, что в операционных блоках санитарные
пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в
составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом
и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал
снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит
гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые
хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь,
бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее - в
предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в
санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для
сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек,
бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости,
принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из
операционного блока.
В соответствии с
требованиями пункта 10.12.1 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10
состав помещений определяется технологическим процессом и мощностью
учреждения.
Согласно требованиям
пункта 10.4.4 раздела 10 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в операционные блоки
предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала
(через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через
предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного
(наркозная) или из коридора оперблока.
Как установлено судом,
в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области
деятельности в ГУЗ УОКБ выявлены
нарушения требований
санитарно-эпидемиологического законодательства в помещениях отделения
микрохирургии глаза, отделении реконструктивной и пластической хирургии, патологоанатомическом отделении.
Удовлетворяя
требования Управления Роспотребнадзора
Ульяновской области прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для
возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по
устранению нарушений
санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ УОКБ.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
В соответствии
Уставом ГУЗ УОКБ учредителем и
собственником имущества учреждения является Ульяновская область.
Полномочия и функции учредителя
учреждения от имени Ульяновской
области осуществляет Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Согласно п. 1.1
Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны
здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной
семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного
бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и
реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов
областного бюджета Ульяновской области (п. 2.2.17 Положения), получает и
распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками
которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального
бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную
собственность Ульяновской области имущество (п. 2.2.19 Положения).
На основании
установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку полномочия по
финансированию мероприятий по
устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического
законодательства возложены на Министерство здравоохранения семьи и социального
благополучия Ульяновской области, суд правомерно возложил на данного
административного ответчика обязанность по
обеспечению финансирования мероприятий
по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУЗ УОКБ.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы
о том, что Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области является
ненадлежащим ответчиком по делу являются
несостоятельными.
Решение суда
является правильным, основано на надлежащем применении и толковании норм
материального и процессуального, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 февраля
2018 года, с учетом определения того же
суда об исправлении описки от 03 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи