Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Огбеспечение лекарствами инвалида
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 26.06.2018 под номером 73779, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по обеспечению лекарственным средством, об обязании своевременное оформление рецептов на лекарственное средство в соответствии с медицинскими показаниями и обязании обеспечить лекарственным средством в количестве, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                       Дело № 33-2475/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Нуждовой Антонины Прокофьевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида лекарственным средством, обязании обеспечить инвалида лекарственным средством, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Нуждовой Антонины Прокофьевны лекарственными средствами *** по рецепту от 22.11.2017 года *** *** по рецепту от 22.11.2017 года ***, *** по рецепту от 22.11.2017 года *** *** по рецепту от 12.01.2018 года ***

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Нуждову Антонину Прокофьевну лекарственными средствами *** по рецепту от 22.11.2017 года ***, *** по рецепту от 22.11.2017 года *** *** по рецепту от 22.11.2017 года *** *** по рецепту от 12.01.2018 года ***

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Нуждовой А.П.,  обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства о признании  незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  по обеспечению истицы лекарственными средствами и возложении обязанности обеспечить Нуждову А.П. лекарственными средствами:  ***   по рецептам  от 22.11.2017, *** по рецепту от 12.01.2018.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению инвалида *** группы Нуждовой А.П., *** года рождения, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлены факта не обеспечения истицы  лекарственными препаратами ***   по рецептам  от 22.11.2017, *** по рецепту от 12.01.2018.

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области и Нуждова А.П.  от исковых требований к ГУЗ «Ульяновская районная больница» и АО «УльяновскФармация», отказались. Отказ принят судом и производство по делу в данной части прекращено.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с заключенным государственным контрактом лекарственные препарата  *** Министерством закупались в достаточном количестве. Соответственно не обеспечение ими истицы явилось следствием ненадлежащего исполнения АО «УльяновскФармация» обязанностей по данному контракту. 

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Указывает на наличие срока годности рецептов, по истечению которых Министерство не вправе выдавать лекарственные препараты.

Кроме того указывает, что медицинские показания Нуждовой А.П. могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.  

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить истца необходимым лекарственным препаратом по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Нуждова А.П. *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию.  

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Нуждовой А.П. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: 22.11.2017 – ***;  12.01.2018 - ***.

Однако указанными лекарственными средствами Нуждова А.П. по рецептам от 22.11.2017, 12.01.2018 до настоящего времени не обеспечена, что подтверждено представленным отчетом о получении  истицей лекарственных препаратов, и не оспаривается представителем ответчика.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Нуждову  А.П.  лекарственными средствами: ***   по рецептам  от 22.11.2017, *** по рецепту от 12.01.2018.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за не обеспечение Нуждовой А.П. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственными препаратами: *** было полным и невыдача указанных лекарств  Нуждовой А.П.  по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственными препаратами: ***  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение его  указанными препаратами по рецептам от 22.11.2017, 12.01.2018    в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Нуждовой А.П. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ульяновского  района Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: