Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства
Документ от 05.06.2018, опубликован на сайте 26.06.2018 под номером 73772, 2-я гражданская, об оспаривании бездействия - о возложении обязанности по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, о возложении обязанности финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Судья Зобова Л.В.                                                                     Дело № 33а-2209/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   05 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление Управления Федеральной службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к государственному казенному учреждению здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова»,    Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Обязать государственное казенное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:

- п. 11.14, раздела 11 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеспечить незамедлительное устранение текущих дефектов отделки стен, потолка, пола, оконных рам (заделку трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся краски, облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий, ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени): провести ремонт с устранением дефектов отделки стен, потолков, пола и столярных изделий: на лестничной клетке между отделениями № 1 и № 2; выполнить напольное покрытие в коридоре подвального помещения; провести ремонт с устранением дефектов отделки стен, потолков и полов в отделениях № 7, № 8 (в помещениях временного хранения грязного белья), в помещениях отделения № 10 (в туалете); в помещениях отделения № 11 (в коридорах, в палате № 2, в туалете), отделения № 12 (в коридорах, в палатах № 8 и № 2); в помещениях отделения № 14 (в коридоре, палатах № 1 и № 2, в комнате приема посетителей); в отделении № 15 (в коридорах, в палате № 1, санузле, в процедурном кабинете); в помещениях отделения № 16 (в коридорах, палатах №№ 1, 2, 3, 5, 6 , в тамбуре, в туалете, в комнате приема посетителей);

- п. 8.8, раздела 8 СанПиН 2.1.3.2630-10: обеспечить отделения № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 государственного казенного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова»  мебелью с гигиеническим покрытием;

- п. 8.1, раздела 8 СанПиН 2.1.3.2630-10: обеспечить в палатах отделений № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 государственного казенного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова»  количество установленных тумбочек соответственно количеству установленных коек, обеспечить шкафы в палатах для хранения личных вещей пациентов;

- п. 6.18 главы 6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10: в туберкулезных отделениях, расположенных в здании на Нижней площадке государственного казенного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова»  оборудовать вытяжные вентиляционные системы устройством обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки.

2. Обязать  Министерство      здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в государственном казенном учреждении здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова».

В удовлетворении административного иска к Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к государственному казенному учреждению здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» (далее – ГКУЗ «УОКПБ»), Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований административный истец указал, что ГКУЗ «УОКПБ» является некоммерческой медицинской организацией. Учредителем и собственником имущества ГКУЗ «УОКПБ» является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия в  Ульяновской области. Целью создания ГКУЗ «УОКПБ» является обеспечение населения г. Ульяновска и Ульяновской области специализированной психиатрической, психотерапевтической медицинской помощью. При осуществлении деятельности ГКУЗ «УОКПБ» должно руководствоваться Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).  

В ходе проведения Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в 2016 году плановых выездных проверок в отношении ГКУЗ «УОКПБ» были выявлены многочисленные нарушения обязательных требований СанПиН 2.1.3.2630-10. По фактам выявленных нарушений ГКУЗ «УОКПБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, выданы предписания об устранении нарушений Требования административного истца об устранении нарушений больницей не исполнены.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просило обязать ГКУЗ «УОКПБ» в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ «УОКПБ».

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда в части возложения на Министерство обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ «УОКПБ» и принять новое судебное решение.

Указывает, что ГКУЗ «УОКПБ» является самостоятельным юридическим лицом. Так как учреждение не оказывает платных юридических услуг, единственным источником доходов больницы является бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент. Финансирование ГКУЗ «УОКПБ» осуществляется в рамках денежных средств, выделенных Министерством финансов Ульяновской области. Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Считает, что судом необоснованно из числа ответчиков исключено Министерство финансов Ульяновской области.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 79 названного Федерального закона медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

В силу ст. 85 данного Федерального закона контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Из содержания ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению и т.д.

В соответствии с п. 11.14 раздела 11, главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

Согласно п. 8.8,  раздела 8  СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель, наружная и внутренняя поверхность которой должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Как установлено судом, в ходе проведенной в мае – июне 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области проверки деятельности ГКУЗ «УОКПБ» были выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в помещениях больницы не проводится незамедлительно устранение текущих дефектов отделки помещений (стен, потолка, пола, оконных рам); в отделениях имеется изношенная мебель с нарушенным гигиеническим покрытием; отсутствует необходимые комплекты мебели в палатах, туберкулезное отделение не оборудовано вытяжной вентиляционной системой и другие.

Удовлетворяя требования Управления Роспотребнадзора Ульяновской области, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ «УОКПБ».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии Уставом ГКУЗ «УОКПБ» учредителем и собственником  имущества медицинского учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в том числе: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения и социальной сферы; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерством в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства и т.д.

На основании приведенных обстоятельств и указанных норм права, поскольку полномочия по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГКУЗ «УОКНБ» возложены на Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, суд правомерно обязал данного административного ответчика обеспечить финансирование мероприятий по устранению в медицинском учреждении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В силу изложенного, доводы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, не могут быть признаны состоятельными.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи