Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 05.06.2018, опубликован на сайте 07.06.2018 под номером 73561, 2-я гражданская, об установлении административного надзора в отн. Уварова Д.Г., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Садыкова Л.В.                                                                    Дело № 33а-2540/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  05 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Уварова Дмитрия Геннадьевича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 17 апреля 2018 года, по которому постановлено:

Административное исковое заявление ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора в отношении Уварова Дмитрия Геннадьевича удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Уварова Дмитрия Геннадьевича, *** года рождения, на срок 3 года, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытии наказания, назначенного приговором Ульяновского областного суда с участием коллегии присяжных заседателей от 10 сентября 2001 года.

При административном надзоре в отношении Уварова Дмитрия Геннадьевича, 20 февраля 1975 года рождения, установить следующие административные ограничения:

- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать: спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия; не носящие общественно-политического характера - конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.; а также отдельные публичные мероприятия - митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, проводимые администрацией по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях;

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток: с 23.00 часов до 06.00 часов;

- запретить выезжать за пределы территории муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области;

- четыре раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства,   пребывания или фактического нахождения для регистрации.

 

Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора               Данилова Е.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Уварову Д.Г. об установлении административного надзора.

В обоснование иска было указано, что приговором Ульяновского областного суда от 10 сентября 2001 года Уваров Д.Г. осужден по пп.«в», «ж», «з» ч.2 ст.105, п.»в» ч.3 ст.162 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 18 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области                  Уваров Д.Г. отбывает с 17 марта 2005 года, подлежит освобождению по отбытии срока наказания 24 августа 2018 года.

За время отбывания наказания административный ответчик допускал нарушения режима содержания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности, имеет 2 поощрения, не трудоустроен, от работы по благоустройству территории исправительного учреждения отказывается, мероприятия воспитательного характера посещает нерегулярно, правильные выводы делать для себя не желает, в отношении администрации исправительного учреждения настроен недоброжелательно, ведет себя вызывающе, в отношении осужденных, выполняющих законные требования администрации настроен недоброжелательно, своим противоправным поведением отрицательно влияет на других осужденных.

01 июня 2012 года Уваров Д.Г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия содержания.

В иске содержалась просьба об установлении в отношении Уварова Д.Г. административного надзора сроком на 3 года с установлением следующих административных ограничений: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, такие как спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), проводимые администрацией города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятия; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 23.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы Инзенского района Ульяновской области; явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации четыре раза в месяц.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Уваров Д.Г. просит об отмене решения.

Жалобу мотивирует неправильным применением судом ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который принят после совершения им преступлений и не может иметь обратной силы.

Указывает на несогласие с характеризующим материалом на него, представленным администрацией исправительного учреждения, в котором содержатся недостоверные сведения об уклонении от посещений мероприятий воспитательного характера, об его отношении к сотрудникам учреждения, об отрицательном влиянии на осужденных положительной направленности.

Полагает, что установление административного надзора и административных ограничений приведет к тому, что он повторно будет наказан за одни и те же деяния, чем нарушается статья 50 Конституции Российской Федерации.

Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Уваров Д.Г., отбывающий наказание в вышеназванной исправительной колонии, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных пояснений по ней не представил, не направил в апелляционную инстанцию своего представителя, не заявил об участие в судебном заседании путем видеоконференцсвязи.

Изложенное дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что приговором Ульяновского областного суда от 10 сентября 2001 года Уваров Д.Г. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пп.«в», «ж», «з» ч.2 ст.105, п.»в» ч.3 ст.162 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 18 лет с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области от             04 февраля 2005 года Уварову Д.Г. изменен вид исправительного учреждения с особого на строгий и он освобожден от наказания в виде конфискации имущества.

С 17 марта 2005 года Уваров Д.Г. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

В период отбывания наказания Уваров Д.Г. неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в связи с чем 01 июня 2012 года признан злостным нарушителем установленного порядке отбывания наказания.

Поскольку Уваров Д.Г. осужден за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, определил юридически значимые обстоятельства по делу, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Уварова Д.Г. административного надзора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным апелляционная жалоба не содержит.

Согласно части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого  преступления, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления.

Пунктом 1 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если  лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В силу приведенных норм Закона основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет.

Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.

В связи с тем, что приговором суда установлено совершение административным ответчиком умышленного особо тяжкого преступления и в период отбывания наказания в местах лишения свободы он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.

Срок административного надзора, установленный районным судом, соответствует положениям пункта 1 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы».

Устанавливая административный надзор, суд полно и объективно исследовал все представленные доказательства, на основании которых правильно определил срок административного надзора, объем и характер административных ограничений, с учетом обстоятельств совершения преступления, его тяжести имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, когда на него накладывалось более 220 взысканий, в том числе, с водворением в штрафной изолятор, наличием у него двух поощрений.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Ссылка в жалобе на несогласие с характеризующим материалом, представленным исправительным учреждением, не может быть принята во внимание, так как данный материал подтвержден не только справкой о поощрениях и взысканиях осужденного Уварова Д.Г., но и материалами по наложению дисциплинарных взысканий на него, не вызывают сомнение и правомерно учтены судом.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах оснований для уменьшения срока административного надзора и объема административных ограничений, установленных в отношении Уварова Д.Г., судебная коллегия не  усматривает.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.

При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации). Установление судом административного надзора и административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для применения названного Федерального закона даже при условии, что на момент осуждения административного ответчика он еще не был принят, и не свидетельствует о повторном привлечении ответчика к ответственности за те же деяния.

Административные ограничения, избранные судом первой инстанции в целях предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобождаемое из мест лишения свободы согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017           № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Уваров Д.Г. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 17 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Уварова Дмитрия Геннадьевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий         

 

Судьи