Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обоснованно осужден за незаконное приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере
Документ от 30.05.2018, опубликован на сайте 09.06.2018 под номером 73503, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 228 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Коротков А.Н.

                                       Дело № 22-984/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

30 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе председательствующего Максимова М.Н.,

судей Комиссаровой Л.Н., Гобузова Д.С.

с участием прокурора Чашленкова Д.А.,

осужденного Чиликина А.М. и его защитника – адвоката Басмановой Л.Н.,

при секретаре Хисматуллиной А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Булгакова О.Г. и апелляционной жалобе осужденного Чиликина А.М. на приговор Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 2 апреля 2018 года, которым

 

ЧИЛИКИН  Артем Михайлович,

*** судимый:

– 12 февраля  2016 года Ульяновским районным судом  Ульяновской области по  п. «а» ч. 2 ст.  231, ч.1  ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года;

– 21 апреля 2016 года мировым судьей судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г.Ульяновска по ст. 264-1 УК РФ к штрафу 200 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года, постановлением мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 9 августа 2017 года наказание в виде штрафа заменено наказанием в виде обязательных работ на срок 320 часов, наказание в виде обязательных работ отбыто 30 ноября 2017 года, неотбытый срок наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на 2 апреля 2018 года составляет 1 год 1 месяц 3 дня,

 

осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 4 годам лишения свободы.

В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы по приговору от 12 февраля 2016 года и полностью присоединена неотбытая часть дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами по приговору от 21 апреля 2016 года, окончательное Чиликину А.М. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 1 месяц 3 дня.

Мера пресечения Чиликину А.М. до вступления приговора в законную силу изменена с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда, срок наказания постановлено исчислять со 2 апреля 2018 года.

Приговором решен вопрос о процессуальных издержках и вещественном доказательстве.

Заслушав доклад председательствующего, выступление участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чиликин А.М. признан виновным в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

Преступление совершено в г. Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционном представлении государственный обвинитель ставит вопрос об отмене приговора в связи с тем, что суд недостаточно мотивировал выводы относительно квалификации преступления и размера назначенного наказания, не в полной мере дал оценку всем доводам защиты, назначил чрезмерно мягкое наказание.  Кроме того,  в резолютивной части приговора отсутствует решение об отмене условного осуждения по приговору от 12 февраля 2016 года. Просит отменить приговор, направить дело на новое рассмотрение.

В апелляционной жалобе осужденный Чиликин А.М. оспаривает приговор, утверждает  о невиновности,  настаивает, что наркотическое средство было подброшено ему оперативными сотрудниками при задержании, а признательные показания даны в результате психического принуждения с их стороны. В действительности, наркотические средства он не употребляет на протяжении  нескольких лет, наблюдается у нарколога,  регулярно сдает анализы, которые дают отрицательные результаты. На иждивении у него находятся жена и малолетний ребенок с *** заболеванием, который нуждается в лечении и его поддержке. Просит отменить приговор и его оправдать.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор поддержал апелляционное представление, осужденный настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

Защитник Басманова Л.Н., поддержав апелляционную осужденного, в дополнение к ней привела следующие доводы:

после задержания Чиликин нуждался в услугах адвоката, однако защитник не был предоставлен;

Чиликину не разъяснена статья 51 Конституции РФ;

протоколы личного досмотра, допроса подозреваемого, справка об  исследовании и заключение физико-химической экспертизы являются недопустимыми доказательствами;

у оперативных сотрудников отсутствовали законные основания для доставления Чиликина и его личного досмотра, поскольку в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отсутствуют указанные оперативно-розыскные мероприятия, поручения следователя не было;

протокол административного задержания, протокол задержания в рамках УПК РФ, протокол доставления составлены не были, дело об административном  правонарушении не возбуждалось.

Просила отменить приговор и Чиликина оправдать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и  жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия считает приговор суда подлежащим изменению.

Вывод суда о виновности осужденного в инкриминируемом преступлении соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании доказательствах, получивших оценку суда в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ и подробно приведенных в приговоре.

Выводы о виновности осужденного в совершенном преступлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, которым суд в соответствии со статьей 88 УПК РФ дал в приговоре надлежащую оценку, как достоверным и допустимым.

В основу приговора верно положены показания оперативных сотрудников  Ф***ва А.А., Х***ва Д.Р. и С***ва Л.И., согласно которым они в рамках проверки оперативной информации о причастности осужденного к незаконному обороту наркотических средств остановили его у дома № *** по проезду Героя России А***ва, после чего доставили в отдел полиции, где в присутствии понятых в ходе личного досмотра изъяли наркотическое средство.

Показания сотрудников полиции логичны, последовательны, согласуются между собой и с другими доказательствами, оснований ставить их под сомнение не имеется.

Вопреки доводам защиты, нарушений закона в действиях оперативных сотрудников  судебная коллегия не усматривает.

В силу ст. 1 Федерального закона «О полиции» назначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а равно противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Во исполнение указанных положений Конституции РФ и задач, возложенных на полицию названным Федеральным законом, сотрудникам полиции для предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений предоставлено право осуществлять личный досмотр граждан, их доставление в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение (статьи 2, 13 и 20).

Поскольку в отношении Чиликина не велось производство по делу об административном правонарушении, а он был заподозрен в совершении преступления, оснований, предусмотренных КоАП РФ, для составления протоколов административного задержания и доставления  у оперативных сотрудников не имелось.

Основания для составления протокола задержания в соответствии со стст. 90, 91 УПК РФ также отсутствовали, поскольку решение о задержании должностными лицами не принималось. Кроме того, к моменту доставления Чиликина в орган внутренних дел уголовное дело не был возбуждено и достаточных данных для его возбуждения на тот момент не имелось. Основания для возбуждения уголовного дела появились только после исследования вещества, изъятого  у Чиликина.

Показания оперативных сотрудников согласуются с показаниями понятых Т***на Н.Н. и М***ва В.С., в присутствии которых  был произведен личный досмотра осужденного и изъято наркотическое средство. При этом осужденный в присутствии посторонних, незаинтересованных в исходе дела лиц, не делал заявлений о том, что изъятое  вещество ему  не принадлежит.

Факт изъятия наркотического средства  наряду с показаниями понятых   подтверждается протоколом личного досмотра Чиликина.

Оснований для признания протокола личного досмотра недопустимым доказательством у суда первой инстанции также не имелось.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не регламентирует процедуру личного досмотра, поэтому оперативные сотрудники в части процедуры его проведения должны руководствоваться соответствующими нормами КоАП РФ. (Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года № 1043-О-О).

Личный досмотр Чиликина А.М. соответствовал процедуре, регламентированной в статье 27-7 КоАП РФ: досмотр проведен в присутствии понятых, содержание протокола соответствует закону, перед началом досмотра Чиликину разъяснены процессуальные права.

Протокол личного досмотра отвечает положениям ст. 74  УПК РФ, поэтому обоснованно  признан доказательством и положен  в основу приговора.

Вид и размер наркотического средства установлены соответствующими экспертными исследованиями. Основания для признания  недопустимыми  доказательствами справки об исследовании, а также  заключения физико-химической экспертизы у суда  первой инстанции, вопреки доводам жалобы, отсутствовали.

Также судом верно признаны допустимыми и достоверными признательные показания самого осужденного Чиликина А.М. от 06 декабря 2017 года, в которых он не отрицал принадлежность себе изъятого наркотического средства.

Протокол допроса Чиликина А.М. составлен в соответствии с требованиями УПК РФ, ему разъяснялось право отказаться от дачи показаний. При допросе участвовал защитник, что гарантировало реализацию осужденным его прав. При таких обстоятельствах у судебной коллегии отсутствуют основания ставить под сомнение допустимость и достоверность показаний осужденного.

Нарушения право на защиту Чиликина судебная коллегия не усматривает. При доставлении и личном досмотре Чиликин  не заявлял о нуждаемости в защитнике, положения ст. 51 Конституции РФ ему были разъяснены, о чем имеется соответствующая запись в протоколе личного досмотра. В ходе расследования уголовного дела Чиликин был обеспечен защитником. 

Судом первой инстанции тщательно проверялись и не нашли своего подтверждения  доводы осужденного о фальсификации доказательств оперативными сотрудниками, они обоснованно отвергнуты как способ защиты от обвинения.

Таким образом, оценив исследованные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточными для разрешения уголовного дела, проверив версию осужденного, выдвинутую в свою защиту, и опровергнув её, суд обоснованно признал Чиликина виновным в совершении преступления, дав его  действиям верную  юридическую оценку.

В ходе предварительного следствия не допущено процессуальных нарушений, влекущих признание доказательств недопустимыми, а также отмену приговора.

По делу отсутствуют объективные данные, которые бы давали основание предполагать, что данное уголовное дело сфабриковано сотрудниками правоохранительных органов, а доказательства были сфальсифицированы.

Судебное разбирательство по делу также проведено в установленном законом порядке при соблюдении всех основополагающих принципов уголовного судопроизводства, полно и объективно.

Обвинительный приговор в целом соответствует требованиям статей 303, 304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, приведены причины, по которым одни доказательства приняты судом, а другие отвергнуты, мотивированы выводы относительно квалификации преступления и назначения наказания. В связи с этим доводы апелляционного представления в этой части судебная коллегия  признает несостоятельными. 

Наказание Чиликину назначено с учетом требований  закона, всех значимых по делу обстоятельств, в том числе характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осужденного, влияния наказания на  его исправление и условия жизни его семьи, а также смягчающих наказание обстоятельств, является справедливым и соразмерным содеянному.

Оснований для смягчения наказания, в том числе с учетом документов о материальном положении семьи осужденного,  приобщенных в суде апелляционной инстанции, не имеется.

Вместе с этим, приговор  подлежит изменению.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости отмены условного осуждения Чиликина по приговору от 12 февраля 2016 года, поскольку по настоящему делу им совершено тяжкое преступление, что в соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ является безусловным основанием для  отмены условного осуждения. Вместе с этим, суд, указав об этом в описательно-мотивировочной части приговора,  принятое решение не отразил в его резолютивной части.

Указанное обстоятельство не является основанием для отмены приговора, поскольку не влияет на его законность и обоснованность.

Вместе с этим, судебная коллегия полагает необходимым изменить приговор, дополнив резолютивную часть указанием об отмене условного осуждения Чиликина по приговору от 12 февраля 2016 года.

 

Руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 2 апреля 2018 года в отношении Чиликина Артема Михайловича изменить:

дополнить резолютивную часть указанием об отмене условного осуждения  Чиликина А.М. по приговору от 12 февраля 2016 года.

 

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционное представление и жалобу  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                                              

 

Судьи: