Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 22.05.2018, опубликован на сайте 13.06.2018 под номером 73426, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                     Дело № 33-1975/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          22 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области и Государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2017 года, с учетом определения того же суда от 12 марта 2018 года об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Четкина Валерия Архиповича удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписать Четкину Валерию Архиповичу бесплатные рецепты на лекарственные препараты *** и *** согласно назначению лечащих врачей.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в интересах Четкина В.А., обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства к ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» ( далее по тексту ГУЗ «ЦК МСЧ»), Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выписать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Четкина В.А. , *** года рождения, страдающего ***, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой были выявлены основания для прокурорского вмешательства. В ходе проведенной проверки установлено, что Четкин В.А. наблюдается в ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», а также в ГУЗ «ЦК МСЧ» с диагнозом: ***. Согласно назначению врача ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» от 23.01.2017 г. в связи с заболеванием *** Четкину В.А. назначен препарат *** в дозировке 1 мг по 1 таблетке в день. Между тем лечащим врачом ГУЗ «ЦК МСЧ» в выписке бесплатных рецептов на указанный препарат истцу было отказано. Кроме того, 11.08.2016 г. Четкину В.А. главным внештатным *** Ульяновской области С*** Г.А. в связи с имеющимися у Четкина В.А. заболеваниями назначены препараты *** и *** (***) в течение 24 недель. Лечащим врачом-*** ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» , а также НИИ клинической онкологии «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина» Четкину В.А. назначен препарат *** по 400 мг 2 раза в сутки. Однако лечащим врачом ГУЗ «ЦК МСЧ» в выписке бесплатных рецептов на указанные выше препараты было также отказано. Статьей 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное, наблюдение в соответствующих медицинских организациях. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные образования органов *** включены в перечень социально значимых заболеваний. *** (***) приказом Минздрава России от 09.11.2012 г. за № 786н включен в стандарт специализированной медицинской помощи при хроническом ***. Пунктами 2.1. и 2.3. приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. за № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» установлено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, утверждаемым в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Данный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 г. утвержден распоряжением правительства РФ от 28.12.2016 г. , и в него включены *** и *** (международное непатентованное название ***). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении, которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. *** заболевания отнесены данным Перечнем к заболеваниям, при которых все лекарственные препараты предоставляются бесплатно. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья. Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Истец просит обязать ГУЗ «ЦК МСЧ» выписать Четкину Валерию Архиповичу бесплатные рецепты на лекарственные препараты ***, ***, *** (СНН ***), *** согласно назначению лечащих врачей; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Четкину Валерию Архиповичу лекарственными препаратами ***, ***, *** (СНН ***), *** согласно назначению лечащих врачей; обратить решение к немедленному исполнению в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные препараты являются жизненно необходимыми.

С учетом уточнения требований просил обязать ГУЗ «ЦК МСЧ» выписать Четкину Валерию Архиповичу бесплатные рецепты на лекарственные препараты *** (МНН ***) и *** согласно назначениям врачей.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Четкина В.А., к ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова».

В обоснование жалобы указывает, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 июля 2017 года, вступившего в законную силу, установлено, что препараты ***, *** отсутствуют в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год. Данный перечень утверждён Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 года №2885-р, так же данные препараты отсутствуют в перечне, утверждённом Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 №661-П.

Полагает, что в соответствии со ст.134 ГПК РФ судом должно было быть отказано в принятии настоящего искового заявления, в соответствии со ст. 136 ч.1 ГПК РФ суд должен был оставить исковое заявление без движения.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что за назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Добавляет, что обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется на основании рецепта, выписанного лечащим врачом, который определяет степень нуждаемости своего пациента в данном лекарственным препарате и его объём, обеспечение пациента лекарством производится на основании выписанных рецептов. Более того добавляет, что лекарственный препарат «***» (МНН: «***») не входит в вышеуказанные перечни. Кроме того, считает, что медицинское заключение учреждения ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина», на которое ссылается истец, носит рекомендательный характер. В заключении указывает, что медицинские показания Чёткина В.А. могут измениться и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит оставить решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2017 года, с учетом определения того же суда от 12 марта 2018 года об исправлении описки - без изменения, апелляционные жалобы Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области и Государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Четкин Валерий Архипович, *** года рождения, признан инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно.

Истец наблюдается в поликлинике ГУЗ «ЦК МСЧ» с диагнозами : ***.

Четкин В.А. по поводу *** состоит на учете в ГУЗ «О***» с 2014 года.

По решению врачебной комиссии ГУЗ «О***» от 21.09.2017 клинический диагноз *** у Четкина В.А. установлен в 2014 году, лечился в РНЦРР г. Москва, от лечения в ГУЗ «О***» отказался. С 09.11.2016 г. по 25.11.2016 г. находился в РОНЦ имени Н.Н. Блохина Минздрава России в отделении ***, в стационарных условиях проведено обследование, лечение в РОНЦ не проводилось, при выписке рекомендовано проведение *** препаратом *** по 400 мг 2 раза в день внутрь длительно. 06.09.2017 г. пациент повторно консультирован в РОНЦ МЗ РФ, рекомендовано продолжить терапию *** по 800 мг в сутки длительно. Лекарственный препарат *** входит в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (приложение № 1 к распоряжению правительства Российской Федерации от 26.12.2015 г. № 2724-р) и не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссии медицинских организаций. В соответствии с клиническими рекомендациями по лечению *** пациенту показано проведение плановой *** терапии *** по 400 мг 2 раза в день внутрь длительно.

В связи с имеющимся у Четкина В.А. заболеванием *** ему показан прием лекарственного препарата *** (международное непатентованное название ***) 1 мг 1 раз в день не менее 1-го года, что подтверждается выписками ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» от 23.01.2017 и 29.05.2017 по назначению главного *** К*** Н.Н.

Согласно протоколу врачебной комиссии ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» №1893 от 20.10.2017 определено подать в заявку на дополнительное лекарственное обеспечение на 2018 год «***» при условии вхождения препарата в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 37 данного Федерального закона исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.

В соответствии с положениями статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утверждены распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р, действующим до 01.01.2018.

Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р утверждены перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 - 2018 год входят лекарственные препараты: «*** (***)» и «***».

Лекарственный препарат «***» также входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссии медицинских организаций.

Указанными нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения определенной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Однако, судом первой инстанции не учтено, что возможность оформления рецептов за прошедшее время приведенными выше положениями законодательства, устанавливающими порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, не предусмотрена.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются по своей сути обоснованными.

Вместе с тем, из представленных материалов следует, что решение суда в части возложения на ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» обязанности выписать Четкину В.А. бесплатные рецепты на лекарственный препарат «***» исполнено.

03 мая 2018 года лечащим врачом ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» Четкину В.А. выписан рецепт серии 731813 № 16258 на лекарственный препарат «***» 200мг в количестве 4 упаковок, которые в настоящее время обеспечены аптечным учреждением.

Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» №1893 от 20.10.2017 предусмотрено лекарственное обеспечение на 2018 год препаратом «***».

Поскольку в соответствии с принципом уважения собственности не допускается произвольное лишение полученного по решению суда имущества, решение суда о возложении на ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» обязанности выписать Четкину В.А. бесплатные рецепты на лекарственный препарат «***» и «***» согласно назначению лечащих врачей отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2017 года, с учетом определения того же суда от 12 марта 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области и Государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: